«Все было неорганизованно»

Горожанин Артем* заработал на праймериз 300 рублей. Он рассказывает, что сходить проголосовать его попросила мамина подруга. Дала ему деньги и небольшую брошюру с порядковым номером, где было написано, куда прийти голосовать и за кого. Выдав деньги и брошюру, женщина в своем списке записала номер брошюры и паспортные данные Артема.

– Там в брошюре было написано за кого голосовать, но я уже не помню. Вроде Сазонов что-ли. Была такая фамилия? – равнодушно вспоминает Артем. – Я вообще просто так всем подряд галочки наставил и ушел. Мне пофиг, а триста рублей не лишние.

После того как Артем проголосовал и вышел из школы №3, он отдал эту брошюру с порядковым номером «каким-то людям», взамен ему дали календарик.

– Я так понимаю, что тем, кто приводил людей голосовать, платили по 100 рублей за человека, а каждому, кто проголосовал, по 300 рублей.

Одна из жительниц многоквартирного дома по улице Калина рассказывает, что ее соседи ходили голосовать всей семьей. Трем взрослым людям обещали заплатить 900 рублей. Голосовать надо было в КДЦ, там была большая очередь, поэтому люди развернулись и ушли, «плюнув на обещанные деньги».

Не стала стоять в очереди и сотрудница бюджетной сферы. Женщина рассказывает, что лично ей денег никто не обещал, но должны были заплатить ее подруге, которая «работала на этих выборах». Голосовать женщина пришла с утра в школу №3.

– Все было неорганизованно, – рассказывает она. – Большие очереди. За столами сидели люди, на столах стояли буквы по алфавиту, кто и где должен голосовать. Но эти буквы были прикрыты людьми, были невидны. Я отстояла очередь, оказалось, что стою не туда. В итоге ушла.

«Кто платил?»

Еще до праймериз в группе «Парма-Новости» в «ВК» люди выкладывали сообщения, что за участие в праймериз платят деньги Сергей Занин и Станислав Черепанов.

«У нас за Черепанова триста рублей за голос. В предыдущие выборы он за «Справедливую Россию», сейчас за «Единую». За агитацию в прошлый раз не заплатили. Главное у человека совесть, видимо, спокойна», – написала Наталья Зырянова. «За этого Занина платят по 300 рублей на выборах», – добавил Миша Шамонин.

Горожанка Людмила тоже подтверждает, что ей обещали заплатить 300 рублей, если она проголосует на праймериз на Занина. Женщина проголосовала, но денег еще не получила: «Мне надо сходить за деньгами, пока некогда просто было», – говорит она.

И Сергей Занин, и Станислав Черепанов выиграли праймериз по одномандатным избирательным округам в ЗС Пермского края, набрав голосов больше, чем действующие депутаты Алексей Петров и Владимир Хозяшев.

Станислав Черепанов объясняет, что не является членом партии «Единая Россия», а праймериз как раз позволяет «зайти туда», чтобы «изнутри можно было решать многие вопросы»:

– «Единая Россия» – самая большая партия, партия власти, – говорит Станислав Черепанов. – Если появятся новые лица, готовые работать на благо людей, решать социальные проблемы, это большой плюс для всех. Со «Справедливой Россией» я давно попрощался, я был ее сторонником.

На вопрос о том, что людям, проголосовавшим за Черепанова, платили деньги, он отвечает вопросом:

– Кто платил? Я не знаю, я не платил.

При этом Станислав Черепанов добавляет, что во время праймериз были нарушения: «массовый подвоз людей, задействован школьный автобус». Это он зафиксировал на видеокамеру.

Несмотря на то, что Алексей Петров и Владимир Хозяшев проиграли праймериз, они могут участвовать в сентябрьских выборах. Оба они беспартийные, и имеют полное право выдвинуться как самовыдвиженцы, либо вступить в другую партию и стать кандидатом от партии. Выяснить, есть ли у Алексея Петрова и Владимира Хозяшева такие намерения, не удалось. Алексей Петров говорит, что ему некогда отвечать на вопросы, а Владимир Хозяшев не отвечает на звонки мобильного телефона.

«Шероховатости были»

Начальник отдела партии «Единая Россия» по Коми-Пермяцкому округу Евгений Желудков признает, что активность людей была очень высокой, и были большие очереди на протяжении всего дня, в пунктах голосования было душно.

– Шероховатости были, мы проводили праймериз в первый раз, были технические моменты, – объясняет он. – Вместо избирательных ящиков были коробки, но все было сделано, как положено. На всех пунктах голосования были наблюдатели, велась видеосъемка. В присутствии наблюдателей члены комиссии показывали пустые коробки и опечатывали их. Большое количество испорченных бюллетеней, где стояли отметки по кандидатам в краевое Заксобрание, а где надо голосовать за Государственную Думу – пустые графы.

По поводу того, что людям платили за участие в праймериз, Евгений Желудков говорит, что ничего не знает. Его задачей было организовать проведение голосования, а «кандидаты сами организовывали предвыборную кампанию».

* Люди, которые шли на праймериз из-за денег, отказываются открыто назвать свои имена и фамилии в газете. Редакции известны их имена и фамилии.