Валентина Голева 7 мая печет пистиковые пироги. За пистиками вместе с мужем они плавали до деревни Кривцы, которая находится в 15 километрах вверх по реке. Около родного поселка – Усть-Коса – пистиков не соберешь. Кругом, как в Венеции, вода. Поэтому у каждого местного вместо машины есть лодка, на которой они и плавают в соседние деревни и леса, чтобы косить сено, собирать пистики, ягоды и грибы.

Усть-Коса находится в устье рек Коса и Кама. 17 апреля, когда лед на Косе тронулся, поселок начал погружаться в воду. За сутки, вспоминает пенсионерка Валентина Андрова, вода прибыла на 50 см. А 20 апреля из берегов вышла река Кама. И 29 апреля люди перебрались – кто на чердак, а кто в летние кухни, которые специально на случай затопления построены на плотах и на бревнах. Поэтому они плавучие, и поднимаются вместе с водой. Впрочем, так же необычно для приезжих и устроены тротуары – к столбам высотой 1,5 метра заколочены доски.

Топит Усть-Косу не часто. Обычно во время весеннего половодья в воде оказываются лишь огороды. Но раз в 20 лет реки Коса и Кама погружают в свои воды весь поселок. И тогда необычные летние кухни и тротуары местных жителей очень даже выручают.

«Сами жили на чердаке»

66-летняя Нина Олехова вспоминает, что нынче вода пришла неожиданно. Но поднять мебель на доски и отвести корову в местный дом культуры, который находится на возвышенности, она успела. Сама вместе с курами и кошками жила на чердаке. Вот только «УАЗик», увы, не спасла – тот оказался под водой.

– С продуктами проблем не было. Хозяйка магазина развозила продукты на лодке. Так продавала. Был плавающий магазин. А из администрации района из Косы, которая находится в 40 км от нас, каждый день нам привозили хлеб и воду, – рассказывает пенсионер Василий Михеев.

Другая жительница поселка Валентина Андрова благодарит власть за то, что во время паводка хотя бы не отключали свет.

– Готовить могли в летних кухнях. Сами с мужем жили на чердаке, – рассказывает она.

Вот только ни сотрудники МЧС, ни полицейские, ни психологи с начала паводка в Усть-Косе, как, например, в Кудымкаре, не дежурили. Они появились только после того, как люди сами позвонили в МЧС в Кудымкар и Пермь, да в редакцию «ПН».

– Конечно, страшно было то, что одни сперва были, – признаются люди.

Последний раз такой сильный паводок, по словам местных жителей, был в 1992 году. Тогда, как и сейчас, уровень воды в домах достигал примерно 150 см.

«Нет никакой паники по сравнению с Кудымкаром»

По словам главы Косинского района Евгения Анфалова, жители Усть-Косы были готовы к паводку, и у людей «не было как таковой паники».

– Во время паводка люди не покидали дома и оставались жить на чердаках или на плавучих летних кухнях, – рассказывает глава. – Администрация неоднократно предлагала покинуть свои дома и перебраться на время паводка в интернат в село Коса, но люди отказывались, поскольку переживали за своих животных.

Евгений Анфалов вспоминает, что во время паводка приезжали сотрудники МЧС и удивились выдержкой и спокойствием местных жителей.

– Нет никакой паники по сравнению с Кудымкаром, – отметили, по словам главы, они.

Глава Светличанского сельского поселения, в состав которого входит Усть-Коса, Любовь Нефедьева объясняет это тем, что они «с детства живут на речке и знают, что надеяться нужно только на себя».

Причину сильного паводка Евгений Анфалов, как и главы других территорий, объясняет просто – лето и осень выдались дождливыми, а зима – снежной.

«Уеду я от тебя, Саша!»

В Усть-Косе, по данным сельской администрации, проживает 81 человек. Почти все пенсионеры. Есть лишь один ребенок. Хотя еще в 2010 году, по данным Всероссийской переписи населения в поселке жили 137 человек. А в 1963 году, как указано в интернет-энциклопедии «Википедия», Усть-Косу населяло 682 человека.

46-летний Роман Ехничев в Усть-Косу приехал в 1987 году. До этого жил на Кавказе. Здесь женился и так и остался. Тогда, вспоминает он, в поселке жизнь была другой. Почти все люди работали на лесосплаве. В Усть-Косе были свой детский сад, школа, больница, почта, а теперь не осталось ничего, все закрыли. Работает лишь ФАП да два магазина. Люди живут на пенсию да на том, что заработали летом и осенью на сборе ягод и грибов. Роман признается, что если бы сейчас власть предложила ему с семьей переехать, он согласился бы.

57-летний Александр Дроздов говорит, что задавал вопрос губернатору насчет переселения, когда тот 1 мая прилетел к ним на вертолете. Задавал дважды. Но тот ушел от ответа и перешел на обсуждение других тем.

– Да я бы с удовольствием переехал отсюда! – добавляет Александр. – Десять лет назад собирали подписи по этому поводу, документы заполнили. И люди вроде как согласны были переселиться. Но потом все это утихло, и нас так и не переселили.

Александр говорит, что во время нынешнего паводка у него утонуло все: и картошка, и техника, и мебель.

– Линолеум весь попортился. А ведь я недавно ремонт в доме сделал. Разве кто-то мне это компенсирует? Началось все 29 апреля, вода очень быстро в доме поднималась, – все еще переживает он. – Да и жене моей надоело тут жить. Она ведь родом из города. Постоянно говорит: «Уеду я от тебя, Саша!».

Другой житель поселка, 60-летний Василий Михеев, подтверждает слова Александра, что их когда-то давно обещали переселить. Вроде бы как, по его словам, в поселок Светлица. Но в итоге, говорит он, мало кто из его односельчан на это согласился, поэтому их и не тронули.

– Место здесь, конечно, очень хорошее, красивое. Рыбы здесь столько… Но, знаете, если честно, дали бы денег, то переехал бы сейчас, – вздыхает он.

– Раньше столько людей жило в Усть-Косе: и немцы, и хохлы… Больница была, школа была, работа была… Теперь ничего не осталось! Только мы. Да и то мы все уехали бы отсюда, если бы было куда уехать, – возмущается Галина Колегова. – Живем в старых домах, все они муниципальные. Приезжал Басагргин, столько обещаний людям дал – и деньги выслать, и строительство моста начать (чтобы добраться на большую землю нам нужно через Каму на своей лодке переплыть), и новую колонку сделать. Но ведь это всего лишь обещания…

– Еще один такой паводок наши дома уже не перенесут – рухнут. И так все покосились после этого паводка, – добавляет одна из жительниц, не захотевшая назвать свое имя.

На это глава Косинского района Евгений Анфалов говорит, что часть жителей хотят переселиться только тогда, когда вода большая. А когда вода спадет, они, по его словам, успокоятся до следующих 20 лет.

– Всю жизнь там они прожили… Там красивые места, рыбалка, – рассуждает глава. – Сейчас жители благодарны, что их губернатор посетил их, обратил на них внимание. Также у них есть определенные проблемы с водопроводом, но губернатор пообещал им помочь. И с переправой – тоже. После этого люди забыли о проблемах. Так что вопрос с переселением сложный. Население Усть-Косы сохраняет спокойствие и выдержку, ни на какие выплаты не надеются, все своими силами восстанавливают.

Довольны и 14 тысячами рублей

По данным главы Светличанского сельского поселения Любови Нефедьевой на 16 мая, соцзащита жителям Усть-Косы компенсацию выплатила. Общая сумма составила 524 тысячи рублей.

– У кого много воды в дом зашло, те получили по 15 400 рублей. У кого меньше – те и получили меньше, – говорит она. – Конечно, люди помощи обрадовались, надеялись на нее. Ведь от наводнения здесь дома не страхуют.

Слова главы подтверждает жительница Усть-Косы Валентина Андрова:

– Нынче страховать наши дома не стали, приказ в страховую такой пришел. Но хоть матпомощь соцзащита выплатила. Получила 14 тысяч рублей. Пусть и немного, но я довольна этим. Ведь раньше, помню, нам после наводнения даже копейку не давали.

Сейчас жители Усть-Косы сушат и ремонтируют свои дома. Сырость, говорят они, в доме будет стоять еще долго. Как, впрочем, и в огороде. Картошку, к примеру, в Усть-Косе сажают только в июне. Вот только не знают, стоит ли ее сажать нынче. Надеются, что все же их услышат и переселят.