При объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Федеральном Конституционном законе «Об образовании нового субъекта» было предусмотрено, что в краевом парламенте будет 30 депутатов-одномандатников: 28 от Пермской области и два от Коми-Пермяцкого округа. То же самое закреплено и в Уставе Пермского края: «в целях обеспечения представительства населения Коми-Пермяцкого округа в Законодательном Собрании Пермского края в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом на территории Коми-Пермяцкого округа образуется два одномандатных избирательных округа, в каждом из которых избирается по одному депутату Законодательного Собрания Пермского края».

Сейчас ситуация складывается другая. К 30 избирательному округу, который включал в себя Гайнский, Косинский, Кочевский, Юрлинский и часть Кудымкарского района, добавили Верх-Иньвенское поселение Кудымкарского района. А к 29 округу, куда входили город Кудымкар, Юсьвинский район и часть Кудымкарского района, присоединили три поселения Карагайского района (Обвинское, Рождественское и Нердвинское).

Депутат ЗС Пермского края от 30 округа Елена Зырянова объясняет, что ситуация непростая. Действительно, в Уставе края закреплено, что интересы округа представляют два депутата-одномандатника, но это противоречит Федеральному закону № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав». Согласно 67-му закону, число избирателей в крае делится на 30 одномандатных округов, и на каждый округ должно приходиться 70 тысяч избирателей. Закон допускает отклонения плюс-минус 30% от этого числа. Таким образом, минимальное число избирателей в одномандатном округе должно быть не менее 49 тысяч, и из-за низкой плотности населения в нашем округе сохранить два одномандатных округа не получается.

– Федеральные законы имеют преимущество над региональными, – говорит Елена Зырянова. – Федеральный закон «О формировании нового субъекта», где было предусмотрено два депутата в краевом парламенте от Коми-Пермяцкого округа, утратил силу, поскольку действовал только на время переходного периода. А краевой Устав сейчас противоречит Федеральному закону №67 «Об основных гарантиях избирательных прав», поэтому избирком вынужден был произвести «перенарезку» округов, и мы утрачиваем возможность иметь два локальных избирательных округа. При этом депутаты должны региональные законы привести в соответствие с федеральными, внести поправки в Устав.

После рассмотрения законопроекта на заседании рабочей группы и в случае его утверждения, проект направят в ЗС Пермского края.

Мнения политиков

Владимир ХОЗЯШЕВ, депутат ЗС Пермского края по 30 избирательному округу:

– Ничего страшного в этом нет. По закону, исходя из численности населения, от округа должен быть один депутат. И было два варианта: одного депутата от округа оставить, или присоединить часть с другого округа и оставить двух депутатов. Поступили в пользу коми-пермяков. Выбрали второй вариант и оставили двух депутатов. Думаю, что все равно выберут нашего депутата от коми-пермяков. Ничего не изменится.

Елена ЗЫРЯНОВА, депутат ЗС Пермского края по 30 избирательному округу:

– Если говорить о моем отношении к «перенарезке» избирательных округов по выборам в ЗС Пермского края в части территории Коми-Пермяцкого округа, то оно положительное. И нам еще повезло, что избирком решил снизить число избирателей на 30%, а не увеличить на 30%, поскольку Федеральный закон допускает плюс-минус 30% к числу избирателей. И если бы нас захотели лишить депутата, могли не уменьшить количество избирателей, а, наоборот, увеличить. Учитывая, что такое решение позволит соблюсти требования закона и сохранить два депутатских мандата для Коми-Пермяцкого округа, я готова его поддержать. Хочу отметить, что окончательные предложения избиркома не оформлены и проект закона не поступил в краевой парламент. perkraustymo ir transporto paslaugos bei krovinių pervežimas visoje Lietuvoje: http://sauguskrovinys.lt

Андрей ПОЛУЯНОВ, экс-глава Коми-Пермяцкого автономного округа, руководитель аппарата ЗС Пермской области:

– Это неправильное отношение к округу. Особый статус, который был предложен до объединения, предполагал, чтобы от округа в ЗС было даже не два депутата, а четыре. И один из них занимает должность заместителя председателя. А сейчас идут наоборот. Это нарушение договоренностей, которые были достигнуты 10 лет назад. Я бы эту инициативу не поддержал. За округом два мандата надо оставить, и один депутат должен быть замом председателя. Обещали особый статус, до сих пор его нет. Хотя в других национальных округах, которые прошли процесс объединения, – Корякский, Усть-Ордынский – все по-другому.

Виктор РЫЧКОВ, глава Коми-Пермяцкого округа:

– А что вас волнует? Округ в ЗС представлен не двумя депутатами, а шестью. Кроме одномандатников есть представительство округа по партийным спискам. Считаю, что представительство округа никак не нарушено. Система нарезки зависит от численности избирателей. Все избирательные округа должны быть приблизительно равны по численности избирателей. И мы же не можем гарантировать, что человек, который будет выбран от округа, обязательно будет жителем округа. В работе с депутатами точно не будет никакой разницы.

Леонид РАССАДА, юрист и бывший депутат Кудымкарской гордумы:

– Есть две стороны этого вопроса. Что касается количественного показателя, тут претензий нет. Все формально: численность населения сократилась и, по прогнозам, будет сокращаться. Но применение количественного подхода заставляет вернуться к вопросу о качестве представительства в ЗС края. Корень в том, что от этих двух депутатов, которые сегодня представляют округ, абсолютно ничего не зависит. Эффективно представлять интересы округа они не могут, у них нет права вето. Если бы у них были полномочия, хотя бы усеченное право вето по вопросам, которые касаются интересов округа, это бы дало возможность реально защищать и отстаивать округ. А так, от этих депутатов сегодня ни вреда, ни пользы. Можно нарезку округа сделать и так, что в общей сложности от округа будет не два депутата, а больше. Соединить одни муниципалитеты округа с другими муниципалитетами края так, что в общей сложности, округ будет представлять 10 депутатов, разницы никакой. Реальной возможности отстаивать интересы округа у депутатов нет.

Алексей ПЕТРОВ, депутат ЗС Пермского края по 29 избирательному округу:

– По перенарезке округов другого было не дано. Конечно, депутату будет работать сложнее, чужая территория, но этот процесс неизбежен, все в рамках закона. Численность населения в округе упала, в любом случае надо добавить количество избирателей. И территориально к нам добавили самые близкие районы. При этом надо понимать, что Карагайский район потерял больше, чем наш округ. Основная масса избирателей – это жители нашего округа, у них чуть больше четырех тысяч избирателей входит в 29 одномандатный округ, а у нас порядка 45 тысяч. Поэтому объективно депутату больше придется работать на округ, чем на Карагайский район, хотя там тоже избиратели, и имеют такие же права. Другой вопрос, что в свое время нигде не был прописан и закреплен этот особый статус округа. Было бы правильно, чтобы депутатом от округа мог избираться только тот, кто живет на этой территории, болеет за нее. Я не говорю, что это обязательно должен быть коми-пермяк, но это должен быть житель округа. Сомневаюсь, что в других национальных округах, которые также объединились, мандаты депутата получают люди, которые даже не живут там.

Валерий КЛИМОВ, глава Кудымкарского района:

– Над этим вопросом я еще не думал. Это же еще только планы, решение не принято. Поэтому пока без комментариев. Сейчас у нас и так шесть депутатов, ни у кого такого нет, уникальный случай для нас.

Михаил ЕВСИН, глава Юсьвинского района:

– То, что предполагается, в моем понимании не лучший вариант. Будет у нас полтора депутата. Когда их больше, с моей точки зрения, для нас это выгоднее.