– Моя самая любимая скульптура Параскевы Пятницы, – во время открытия выставки про Пермскую деревянную скульптуру в Коми-Пермяцком краеведческом музее им. П. И. Субботина-Пермяка замечает один из ее авторов, ведущий этнограф и доктор исторических наук Георгий Чагин. – Она стояла в храме в Ныробе Чердынского района. После венчания мои родители прикладывались к ней. Параскеву очень почитали. Например, если у молодых супругов не рождались дети, по заповеди идти нужно к Параскеве, чтобы она поспособствовала рождению детей. Ее просили, на нее вешали полотенца. Она – заступница женщины и семьи.

Параскева выглядит как невысокая строгая женщина в возрасте. На ней платье в пол, а головной убор расшит коми-пермяцким орнаментом. Георгий Чагин считает, что это некое послание в виде заговора. Мечтает его расшифровать. Кроме фотографии с изображением скульптуры Параскевы на стенах в музее висят и другие святые, ангелы, Иисус Христос. Все эти экспонаты хранятся в Пермской художественной галерее. Георгий Чагин вместе с фотографом Валерием Заровнянных однажды решили сфотографировать их, а также побывать в тех храмах и деревнях, где эти скульптуры стояли раньше. Эти места они тоже сфотографировали. На работу ушло шесть лет. В результате появилась выставка «Пермские боги. Образ. Место. Время».

– Мы хотели показать те места, в которых пребывала Пермская деревянная скульптура. Некоторых населенных пунктов уже не существует. Храмы некоторые есть, некоторых нет. Если храм есть, то внутри ничего нет первозданного. И вместе с фотографиями, на которых изображены скульптуры, мы представили фотографии тех мест, где они стояли. Этой выставкой мы хотели показать, что если бы не подвиг работников музея, которые до 30-х годов собирали по деревням Прикамья эти скульптуры, то ничего не сохранилось бы, – добавляет Георгий Чагин.

Один из основных исследователей Пермской деревянной скульптуры, благодаря которому удалось ее сохранить, – Николай Серебряников. В 1920-е годы он организовал экспедицию по краю и собрал коллекцию. Большая часть экспонатов была собрана на территории Коми-Пермяцкого округа. Есть даже фотография, на которой Николай Николаевич изображен на барже, а за ним стоят сани, груженные деревянными святыми. Снимок был сделан в Пожве. Святых из дерева коми-пермяки стали вырезать с конца 15 века, когда началась христианизация населения. И вырезали их вплоть до 19 века. Эти скульптуры стояли на видном месте в храме. Правда, первое время, по словам Георгия Чагина высший орган в православии Синод пресекал появление такой скульптуры в храмах, считал их за идолов. – Но народ любил эту скульптуру. Ему она была нужна. В этих деревянных образах люди видели живого бога, – замечает историк.

Когда презентации выставки заканчивается, несколько женщин подходят к фотографии с изображением Параскевы. Их губы шевелятся, но что они говорят, не слышно. Возможно, как и свои пра-пра-пра бабушки они тоже решили обратиться к деревянной святой за помощью

От идола к скульптуре

Когда коми-пермяки были язычниками, то своих богов они тоже вырезали из дерева. Они стояли в культовых местах, им поклонялись. На сегодня, правда, ни один такой языческий идол не сохранился. Первые миссионеры, которые принесли на территорию Коми-Пермяцкого округа христианство, уничтожили деревянных языческих богов. Существует версия, что Пермская деревянная скульптура как раз пришла на место тех языческих богов, вырезанных из дерева. Таким способом священники хотели привлечь коми-пермяков к своей религии. Профессор Николай Чагин не согласен с такой версией. Он считает, что Пермская деревянная скульптура появилась одновременно с христианством. Так же как иконопись.

Многое в скульптуре не изучено

Пермская деревянная скульптура до конца не изучена. Например, необъяснимым до сих пор остается такой факт – в скульптуре очень много представлен Иисус, хотя в России в целом большее значение имеет Богородица. Образ Иисуса Христа чаще используют католики в Европе. Есть и другая загадка. Например, историки не опросили людей, как именно те почитали скульптуру. Есть только несколько воспоминаний.Одно из них связано с Параскевой. Другой с Николам Можайским. В Чердынском районе родители пугали этим образом своих детей, которые не слушались.

Можно увидеть себя в скульптуре

Пермская деревянная скульптура отражает жизнь людей, которые жили на территории Пермского края в 16- 19 веках. Лица, изображенные на скульптурах, – замученные, грустные. Жизнь была такой же – нужно было трудиться, работать. Также лица, изображенные на скульптурах, – очень близки к антропологическому типу уральского населения. – Глядя на эти скульптуры, можно сказать: «Да такое лицо у моего знакомого! Или у моей бабушки! Сходства есть. Просто мастера были свои, и когда они вырезали скульптуры, учитывали черты местного населения, хотели приблизить свои скульптуры к местному населению, – объясняет историк Георгий Чагин

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными