Фото: Анна Яркова

У льготников есть право на электронный проездной билет. По нему в крае оплачивают проезд в городском и пригородном общественном транспорте. В Кудымкаре люди не могут ими пользоваться, не во всех автобусах есть валидаторы. И убытки от льготного проезда городским перевозчикам, по их словам, не компенсируют.

Май Ситуация в автобусе маршрута № 4. Пенсионерка пытается оплатить проезд специальной картой, которую получила на почте. Кондуктор вежливо отказывает, объяснив, что у них нет даже кассового аппарата, чтобы приложить электронную проездную карту. Наличных денег у престарелой женщины нет. За пенсионерку заступаются пассажиры. Бабушку не высадили, провезли до места.

— Продаёт почта (электронные проездные — прим. авт.). Я сам автобус заправляю, сам ремонтирую, плачу налоги за всё. Так-то мне эти проездные, мне тоже не нужны, — возмущается перевозчик Андрей Курелёнок. — Нам это невыгодно. Я вот понимаю одно, это в Перми — миллионный город. Они там получают в конце года дотации, по миллиону с лишним за проездные. А нам никто ничего не платит. Так что для нас эти проездные вообще не выгодные. Бывает, да, бабушки едут на участки. Я просто на это уже закрываю глаза. Ну что с ней ругаться что ли?

— Нас, перевозчиков администрация как-то попросила, ну возите, мол, по проездным, — рассказывает предприниматель Евгений Щербинин. — Мы возим. А куда деваться. Хотя денег за это мы не получаем. Валидатор у меня не на всех автобусах. Как можно продать билет по электронному вот этому проездному, если некуда даже приложить эту карту. И почему это не предусмотрено? Кассовый аппарат стоит 30 тысяч рублей. И он постоянно ломается.

Везти обязаны Возместить могут. Администрация города в ответе на письменный запрос указывает, что на сегодняшний день заключено десять муниципальных контрактов с перевозчиками на выполнение перевозок пассажиров и багажа на территории города. Горадминистрация не возмещает затраты перевозчиков из городского бюджета на проезд пассажиров по проездным.

— У нас никогда таких проблем с проездными не возникало, — говорит начальник отдела благоустройства горадминистрации Евгений Путилов. — Кто-то провозит бесплатно. На этот год, по-моему, до нас были деньги доведены по валидаторам. Как раз по проездным, по возмещению убытков. Но у них в автобусе должны быть валидаторы — это обязательное условие. Они у нас есть, по-моему, только у двух перевозчиков. И они к нам ещё не обращались за возмещением. Если есть валидатор, тогда мы сможем им возместить.

В районной администрации отвечают, что при отсутствии валидатора или его неисправности перевозчики не вправе требовать оплаты проезда в общем порядке и уж тем более отказать в перевозке до места назначения. Что соответствует приказу Министерства транспорта Пермского края. Недополученные доходы от перевозки пассажиров по ЭСПД возмещаются на основании договора с «Автовокзалом» и перевозчиком за счёт средств бюджета Пермского края.

Как это работает Проездной действует на городских маршрутах и на маршрутах межмуниципальных, пригородного значения, которые курсируют внутри Кудымкарского округа, объясняет пресс-секретарь краевого Минтранса Ирина Косвинцева.

— Мы как оператор ЭСПД, свою функцию выполняем. Он (проездной – прим. авт.) должен быть доступен на территории Прикамья во всех муниципалитетах, он доступен. Если бабушке перевозчик говорит, что он её не повезёт, потому что ему не компенсируют эти затраты, значит, у него нет договора с оператором. Он должен был заключить договор с ПКГУП «Автовокзал». И должен быть контракт с муниципалитетом. Механизм такой: перевозчик заключает договор с оператором, возит, передаёт данные муниципалитету, сколько он провёз льготников, муниципалитет документы отправляет в Минтранс, Минтранс компенсирует затраты перевозчику за счёт краевого бюджета. Муниципалитет должен отслеживать и контролировать, чтобы перевозчик заключал договор с оператором.

Кому положены

Электронные социальные проездные документы (ЭСПД) можно оформить по предварительной заявке, которую можно подать только в головном офисе в Кудымкаре, объясняют в краевой пресс-службе Почты. И только людям, имеющим льготные категории: ветераны труда, а также приравненные к ним, труженики тыла, награждённые орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированные, пенсионеры с большим страховым стажем, пострадавшие от политических репрессий и чернобыльцы.

— ЭСПД идут от нас, регистрируются здесь, в базе данных, — рассказывают в ПГУП «Автовокзал». — Мы сами заказываем цифровые именные карты, где пропечатывают все данные льготников. Проездные действую на территории края на пригородных и городских маршрутах. Люди приходят на почту, оставляют заявку на получение этой карты. Заявка принимается. Отсылается. И в течении 30 дней карта готовится. Потом распространяются через центральные отделения почты.

Текст и фото: Анна Яркова