Елена Истомина, "ПН".

Диалог двух культур прошел в селе Архангельское.

Представители народа Сето гостили в Юсьвинском районе с 26 по 27 июля. Перед тем, как отправиться на международный фестиваль “Камва” в Хохловку, небольшой финно-угорский народ, проживающий на юге Эстонии, решил познакомиться с бытом коми-пермяков. Гостей принимало село Архангельское.

– Я о вас почитал в интернете. Понял, между нами много общего, – заметил во время встречи с Сето глава Юсьвинского района Михаил Евсин. – Вы живете натуральным хозяйством. Если нужно, сами сошьете себе обувь и одежду, изготовите посуду. Село Архангельское – такое же, все делают сами и мне почти не докучают.

Шутили во время встречи и гости. Руководитель делегации Эвар Рийтсар, рассказывая коми-пермякам об особенностях мужского костюма народа Сето, заметил:

– Наверное, вы заметили, что наши пояса завязаны по-разному. У кого-то узел находится справа, у кого-то слева. Те, у кого он справа, значит женаты. А те у кого, он слева, значит еще нет.

В разговор вмешался товарищ Эвара:

– Но, когда наши мужчины, которые женаты, находятся далеко от дома, их узелок может сместится влево.

Над этой шуткой долго смеялись все присутствующие на встрече. Не удержался и глава Юсьвинского района Михаил Евсин.

Фото: Елена Истомина, “ПН”.
Фото: Елена Истомина, “ПН”.

С коми-пермяцким фольклором гостей из Эстонии познакомил детский ансамбль “Пэлянок” из села Архангельское. Сето, в свою очередь, также исполнили свои народные песни, которые, кстати говоря, входят в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества и находятся под охраной Юнеско.

– Наши песни длинные, – заметил Эвар Рийтсар. – И вообще-то они не предназначены для концертов. Мы их поем, потому что нам хочется петь.

Причем женщины народа Сето исполняют песни отдельно от мужчин. Их песни более мягкие. Мужские песни – энергичные, бойкие.

– Наши женщины поют, когда собираются вместе. По случаю свадьбы, например. Мужчины начинают петь лишь на третий день свадьбы, – рассказал Эвар Рийтсар. – И обычно первая их песня о коне.

Так же задорно, как исполнили свои песни, завершили мужчины народа Сето и свой творческий вечер в селе Архангельское. Они устроили небольшой рок концерт. Оказалось, что гости исполняют не только традиционные песни народа Сето, но и играют крутой, современный панк-рок:

Жителям села такая музыка тоже пришлась по вкусу. Люди танцевали, бурно аплодировали и махали в такт музыке телефонами, на которых зажгли фонарики:

Завершили свое панк-рок выступление Сето традиционно – акапеллой:

Завершая вечер заместитель главы Архангельского сельского поселения Александр Якимов заметил:

– Это их выступление не было предусмотрено в программе. Эвар рассказал о своей панк-рок группе. Я спросил, почему же вы тогда не привезли инструменты с собой, могли бы и у нас выступить. Он объяснил, что это затруднительно – везти музыкальные инструменты через границу. Тогда я спросил у него: “Есть ли фонограмма? Можно выступить под нее. У нас все так делают”. Он не понял, что значит фонограмма. Ну, что же… пришлось добывать музыкальные инструменты.

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными