В месте слияния Иньвы и Олыча в Нахаловке 24 октября находится невозможно. Из воды у самого берега торчит черная пластиковая труба. Возле нее в реку бьет ручей. Он журчит, бурлит и пахнет туалетом. Пахнет так сильно, что сводит желудок и начинает тошнить.

Бывший глава Кудымкара Анатолий Голубков, который, выбравшись 20 октября на рыбалку, почуял вонь и обратился в «ПН», матерится: “Это очень серьезно. За это грозит, ох, какая ответственность, – имеет ввиду он. – Ведь дальше по течению стоят Плотниково, Архангельское. Это получается, что город в прямом смысле гадит району”.

Анатолий Голубков прав. Труба, которая торчит из воды и, по-видимому, дает протечку, идет к очистным сооружениям от канализационной насосной станции. Станцию с берега видно – это круглое здание, построенное из красного кирпича. Оно стоит в жилой зоне по улице Зеленая. И в него, по словам бывшего главы Кудымкара Анатолия Голубкова, стекают канализационные стоки со всего микрорайона Юрино.

– Точнее с поселка Быстрый и Молокозавода, – уточняет Павел Жуков, который руководил Водоканалом до мая 2016 года. – А что такое стоки Молокозавода? Это стоки с большим содержанием молочной кислоты. А кислота, как известно, разъедает. В данном случае – трубы. 

Глава знал. Когда именно, кислота начала разъедать трубы, сейчас уже не выяснить. Известно лишь то, что в 2014 году часть трубы, которая идет под Иньвой и называется дюкером, вышла из строя, и Водоканал присоединился к резервной. Обе были построены в 1976 году.

Спустя год Павел Жуков обратился к главе города. В письме от 19 июня он описал проблему, которая может вылиться в экологическую катастрофу, и, чтобы этого не произошло, попросил 1,5 млн рублей на прокладку нового дюкера в 2016 году. Через месяц глава Кудымкара Иван Мехоношин дал ответ, что средства запланируют на 2017 год. Но в конце письма добавил: “Решение по утверждению финансирования будет приниматься Кудымкарской городской Думой в октябре 2015 года”.

– Предвидя, что данное мероприятия шаткое и может сорваться, я написал письма четырем депутатам, которые как раз проходили по Юрино: Старкову, Харину, Светлакову и Гагариной, – рассказывает Павел Жуков. – И попросил их при рассмотрении бюджета  пролоббировать данное мероприятие, так как микрорайон Юрино крайне заинтересован в этом. Но при рассмотрении бюджета ни один из депутатов об этих вопросах не вспомнил.

В итоге, когда Павел Жуков весной 2016 года получил вестник, в котором был опубликован бюджет, строчки о выделении средств на замену дюкера, не нашел.

И началось. Летом 2016 года экскаватор Водоканала не выезжал из Нахаловки примерно месяц – аварии стали происходить уже на сухопутном участке трубы. Пока работники устраняли протечку в одном месте, начинало бурлить в другом. Около насосной станции появился канализационный запах. Местные жители пожаловались в администрацию, и чиновники, наконец, выделили 1,9 млн рублей на частичную замену трубы. Но только сухопутной. Аукцион выиграло ОАО «Кудымкаррайагропромстрой».

Текло в сентябре. – Цену мы скинули до 1,4 млн. Работы выполняли в сентябре. Дно трубы было похоже на дуршлаг. Все в дырах. Это из-за кислот, которые стекают от Молокозавода, – рассказывает генеральный директор компании Андрей Голев. – Работы выполнили, их приняли. Замечаний нет.

На вопрос, что же тогда 24 октября бежит в Иньву и пахнет, Андрей Голев отвечает, что это, скорее всего, протекает дюкер, который, по его словам, и тогда протекал. Знал ли об этом тогда глава города, Андрей Голев ответить затрудняется.

Сейчас Иван Мехоношин говорит, что ему о протечке ничего неизвестно. Если же она есть, то все вопросы по ней он просит задавать руководству Водоканала. 

Павел Жуков предполагает, что, возможно, в реку бегут остатки нечистоты из старой трубы, которую вывели из обращения. Либо, рассматривает версию он, «Кудымкаррайагропромстрой» мог некачественно выполнить врезку к дюкеру.

После видео. 24 октября видео, как в Иньву текут нечистоты, “ПН” выложила в свою группу в ВКонтакте. На следующий день в Нахаловку выехали работники Водоканала. аварию они устранили за три часа. Директор Водоканала Иван Долдин утверждает, что о протечке он узал накануне. По какой причине она произошла, он объяснить не смог.

А рыбаки? Анатолий Голубков пеняет на рыбаков: – Насколько я выяснил, бежало давненько. Каждый день там бывает с десяток человек с удочками и телефонами. Что же мы так не любим свою речку и малую родину? Увидел, выматерился, позвонил. Телефон ЕДДС 4-81-81.

Недоволен бывший мэр и работой Водоканала, который должен немедленно устранять аварии. Ведь если, добавляет он, бежало уже в сентябре, то руководству предприятия “нужно оторвать яйца и лишить премий на пять лет вперед”. Сейчас, по его мнению, государственная власть должна разобраться с местной по полной программе.

– А то у нас деревенского мужичка, которому нечем кормить семью и который срубил десять елок, штрафуют на сотни тысяч рублей, – говорит Анатолий Голубков. – А экологические последствия данной аварии гораздо страшнее.

Мнение эколога. Известный пермский эколог и общественный деятель Роман Юшков говорит, что если нечистоты бежали в реку в течение двух месяцев, то это привело к локальной экологической катастрофе.

– Это значит, что произошло ухудшение биологических свойств качества воды, резкое снижение кислорода, увеличение органики, – перечисляет он. – Все это негативно сказалось на рыбах. А если кто-то использовал воду из речки как питьевую, то ущерб причинен и здоровью человека.

Управление Росприроднадзора по Пермскому краю готово провести проверку. Редакция «ПН» будет следить за развитием событий.

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными