– Как так? По телевизору показывают, что МЧСники (сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций – прим. ред.) и двери в квартиру открывают, если дверь захлопнулась, а там ребенок маленький, и руку у ребенка вытащат, если он ее в батарею засунул, а вытащить обратно не может… Всегда спасатели приезжают, помогают. А у нас что? – недоумевают горожане.

Люди привыкли видеть по телевизору, как служба спасения бесстрашно в любых ситуациях борется за жизнь и здоровье человека или животного. В Кудымкаре ситуация иная. Когда 10 ноября на городском пруду утонул рыбак, очевидцы позвонили в МЧС. Ответ же поверг людей в шок: «Мы этим не занимаемся, мы только тушим пожары».

Действительно в структуру МЧС входят несколько подразделений: пожарно-спасательные формирования; формирования ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам); аварийно-спасательные формирования; поисково-спасательные отряды. В Кудымкаре МЧС представляет лишь ФГКУ «14 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» и ГИМС.

Функции и перечень работ Противопожарной службы строго определены: предупреждение пожаров, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, оказание первой помощи при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Также подразделение занимается ликвидацией последствий ДТП.

ГИМС, по словам старшего госинспектора Эдуарда Моисеева, занимается профилактикой и контролем, отвечает за безопасность на маломерных судах, а обученных спасателей в их службе нет.

– По сути, мы как ГИБДД – только на воде, – объясняет Эдуард Моисеев. – Занимаемся регистрацией маломерных судов, контрольно-водных объектов, патрулированием, проверяем наличие спасательных средств на маломерных суднах. На этом все.

– Помимо нас никого в городе нет, поэтому и обращаются к нам, – объясняет исполняющий обязанности начальник ФГКУ «14 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Рустам Меметов. – Мы не имеем права на такие вещи (имеется в виду спасение тонущего рыбака – прим. авт.) выезжать. У нас нет для этого оборудования, нет обученных и аттестованных людей. Как я могу заставить человека в обмундировании выйти на лед? Я не говорю, что мы боимся, но это не наши функции, и мы не имеем права.

Рустам Меметов рассказывает, что в Перми есть краевая и городская службы спасения, которые финансируются за счет федерального и городского бюджетов. Есть такая служба в Кунгуре, ее финансирует муниципалитет. В Кудымкаре службы спасения нет и никогда не было.

– Как таковой службы у нас нет, – говорит начальник отдела гражданской защиты и мобилизационной подготовки администрации Кудымкара Вениамин Климов. – На базе ООО «Чистый город» есть спасательное звено, есть багры, спасательные жилеты, две лодки. При этом в «Чистом городе» нет обученных и аттестованных специалистов, которые могут оказывать помощь в экстренных случаях и прийти на помощь утопающему.

– На водные объекты мы не имеем права отправлять, – говорит Вениамин Климов. – Это связано с риском сотрудников. Когда 10 ноября на пруду тонул рыбак, работники ООО «Чистый город» на свой страх и риск добрались на лодке до середины водоема и выловили рыбака. Но он уже был мертв.

Исполняющий обязанности главы города Андрей Логвиненко в экстренных ситуациях советует звонить в ЕДДС (единая диспетчерская служба) по номерам 4 81 81 или 112:

– Там примут решение и переадресуют вопрос в полицию или еще кому-то.

На вопрос, почему в Кудымкаре нет службы спасения, Андрей Логвиненко отвечает:

– Вопрос интересный. Перезвоните по этому поводу Вячеславу Киселеву.

Заместитель главы администрации по строительству, руководитель управления ЖКХ Вячеслав Киселев объясняет, что «в широком значении слова МЧС у нас есть». Он объясняет, что нет как такового экстренного реагирования, но в любом случае, информация доведется до организации, которая в течение определенного времени отреагирует:

– Разумеется, все решится, – утверждает он. Захлопнулась дверь или рука ребенка попала в систему отопления – приедет управляющая компания. Провалились в открытый люк – разберутся, чей люк, и на помощь придут либо сотрудники Водоканала, либо связисты. Несет ответственность тот, чей люк был открыт.

Случай с утонувшим рыбаком Вячеслав Киселев прокомментировать не может. Говорит, что смерть в холодной воде в течение пяти минут наступила, а служба среагировала экстренно в течение получаса. При этом чиновник замечает, что если экстренный вызов касается жизни и здоровья людей, то все действия производятся бесплатно, а вот котам и прочей живности, если что, надеяться, видимо, не на кого:

– Котов спасать точно никто не будет, кто за это платить будет? – заканчивает разговор Вячеслав Киселев.