
Пожилая супружеская пара рискует оказаться на улице, если дом, в котором у них квартира, рухнет. Это их единственное жильё. Дом должны были расселить ещё в 2021 году, но всё отменили. Почему – узнала Елена Истомина.
Иван Иванович и Зинаида Петровна Останины купили квартиру в старом доме в Юрино в 2008 году, с квартирой продавался и земельный участок. На покупку супруги брали кредит. А потом и кредит платили, и жильём занимались: поменяли кровлю над своей квартирой, сделали отопление, построили баню на участке, внутри квартиры сделали хороший косметический ремонт, поставили забор вокруг участка, сделали всё, чтобы в своём недавно купленном жилье жилось с комфортом и в удовольствие.
В доме в переулке Детский, 3б шесть квартир, и под каждой – участок земли. Дом признали аварийным ещё в 2019 году. Тогда семья Останиных получила постановление администрации города Кудымкара, в котором было написано, что их многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, что в 2021 году в рамках программы по расселению их дом будет расселён.
– На 2021 год у них деньги были выделены на расселение именно нашего дома, но до сих пор дом стоит, и мы в нём вынуждены жить, а денег на расселение из жителей никто не видел, – говорит Иван Иванович.
Инстанции Иван Иванович начал разбираться в ситуации.
– Я и в администрацию писал, и ходил туда, а они мне говорят, ничем не могут помочь, и почему-то говорили, что я с ними судиться буду. Я в тот момент вообще не думал о судебных исках, – говорит Иван Иванович.
В ноябре 2024 года Иван Иванович написал заявление в администрацию Кудымкарского округа, в котором просил дать ему информацию, на какой год запланировано расселение их дома. В декабре пришёл ответ от администрации, из которого Иван Иванович узнал, что их дом имеет признаки блокированной застройки и не может участвовать программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Дело в том, что два собственника на участках земли, прилагаемых к квартирам, построили новые дома, зарегистрировали их, получили адреса.
– Они нашли причину нас не расселять в том, что на земле, которая прикреплена к квартирам, жильцы двух квартир построили два частных дома. Они же сами не могли без разрешения что-то построить, им в администрации на это дали разрешение. И сейчас мы стали блокированной застройкой, а мы-то, оставшиеся жильцы, тут при чём? – говорит Иван Иванович.
Иван Иванович вновь обратился в администрацию с письменным заявлением, в котором просит объяснить ему, как дом 1937 года постройки, признанный в 2019 году аварийным и уже включённый в программу по расселению, на переселение уже были выделены деньги, теперь исключён. Просил разъяснить ему основания, по которым их дом не расселяют, и основания исключения из утверждённой и профинансированной программы. Но, не дожидаясь ответа, в апреле этого года Иван Иванович обратился в прокуратуру. В своём заявлении он просил разобраться в их запутанной ситуации и проверить законность оснований исключения их многоквартирного дома из программы по расселению. Прокуратура ответила, что их дом не считается многоквартирным и не может быть расселён по программе переселения.
– Как мы не считаемся многоквартирным домом, мы капремонт до 2019 года платили, ОДН до сих пор за электроэнергию платим! Кому сейчас верить, кто нам поможет? Прокуратура, получается, на стороне администрации, а на стороне нас кто? – сетует Иван Иванович.
На месте Мы поехали в гости к супругам Останиным и сами посмотрели, где и как они живут. Или выживают. Таксист потерялся между улицами и завернул в узкий переулок. Как оказалось, привёз прямо к домам, которые построили жители двух квартир из многоквартирного дома. Справа и слева стоят хорошие свежепостроенные частные дома из красного кирпича и белого силикатного кирпича, вокруг дома огороды свои, постройки. Между этими домами – узкая улочка, которая упирается в тот самый многоквартирный дом. Подходишь – и видно его ветхое состояние. Стены между оконными проёмами выпуклые в сторону улицы, как будто вот-вот вывалятся. По самому центру дома есть вход – это общий вход в четыре средние квартиры, там есть общий коридор, в котором висит перемотанная проводка. На чердаке дома страшно: большая часть несущих деревянных конструкций крыши прогнили и в некоторых местах сломались, а в некоторых треснули, в обшивке крыши есть дыры, в них может пролезть человек. По всему периметру чердака стоят подпорки. Крыша сама «разношёрстная» – где профнастилом перекрыта, а где и старым треснутым шифером. Хозяин каждой квартиры, пока жил в этом доме, сам латал прорехи в крыше, как мог. Напротив многоквартирного дома – пустырь, заросший бурьяном, на этом месте тоже был многоквартирный дом, его жителям повезло больше, дом расселили и снесли.
В части дома, где находится квартира супругов Останиных, видно сразу, что хозяин квартиры следит за её состоянием. Везде всё выкошено и огорожено добротным забором, их часть крыши перекрыта новым профнастилом, стоит баня, парник, посажены все овощи и с душой высажены цветы хозяйкой дома. Только это всё никак не поможет, если прогнившие части несущих деревянных конструкций всей крыши многоквартирки всё же догниют и рухнут, в этом случае крыша супругов Останиных также рухнет за всей конструкцией.
В пяти квартирах этого дома никто не живёт уже года два, их не топят и не следят за их состоянием. Но все собственники ждут компенсации за ветхое жильё. Квартиры в доме по площади – от 55 до 75 квадратов.
Власти В ответе администрации Кудымкарского округа на запрос «ПН» сообщается, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома по улице Крупской выдано администрацией Кудымкара в 2010 году собственнику земельного участка с видом разрешённого использования «под ИЖС». Данный земельный участок был образован собственником одной из квартир многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кудымкар, пер. Детский, д. 3б, как и остальные земельные участки под всеми квартирами указанного дома. Оба частных жилых дома поставлены на государственный кадастровый учёт, соответственно, введены в эксплуатацию. Земельные участки по адресу: г. Кудымкар, пер. Детский, д. 3б разделены, вид разрешённого использования – для индивидуального жилого строительства. Объединение земельных участков невозможно в связи с тем, что на двух участках из них построены индивидуальные жилые дома, которым присвоены адреса: г. Кудымкар, улица Крупской, д. 12 и г. Кудымкар, улица Крупской, д. 12а. Таким образом, изъятие земельного участка под многоквартирным домом «не представляется возможным». А одна из задач программы расселения – использование освободившихся земельных участков после сноса признанных аварийными многоквартирных домов под строительство новых объектов капитального строительства. Дома, подлежащие включению в Программу, должны быть многоквартирными и не иметь признаков блокированной застройки*.
– В связи с вышеизложенным многоквартирный дом по адресу: г. Кудымкар, пер. Детский, д. 3б не подлежит включению в программу. На выплату возмещения за изымаемое жилое помещение претендуют собственники жилых помещений многоквартирных домов, подлежащих расселению, – сказано в ответе властей.
Схема Один из городских риелторов по нашей просьбе на условиях анонимности описывает возможные варианты выхода из этой ситуации:
– Им бы, по совести, вот собственникам тех двух квартир, на земельных участках которых стоят частные дома, обратиться с заявлением в администрацию и признать свои две квартиры блокированной застройкой, а позже самим их отделить от общего здания и снести. Если это возможно исходя из расположения квартир. Конечно, ни на какую компенсацию они не смогут рассчитывать. А собственникам остальных четырёх квартир обратиться в администрацию с заявлением, в котором им нужно отказаться каждому владельцу от собственности земельных участков, а сделать под всеми четырьмя квартирами один общий земельный участок. Так у них будет возможность попасть в программу, но для этого нужны годы, так как в эту программу на 2025-2031 год они уже не попали. Конечно, им нужен грамотный юрист и обязательно нужно идти в суд. Есть варианты: супругам Останиным снести свою квартиру, оставить земельный участок в собственности и построить на нём свой частный дом, либо продать земельный участок.
Деньги В суд Останины обращаться хотели, но пермский юрист запросил по 600 тысяч рублей с квартиры. Таких денег у пенсионеров нет.
* По сообщению властей, в соответствии с п. 40 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дом блокированной застройки – это жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проёмов и имеющий отдельный выход на земельный участок. Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Кудымкар, пер. Детский, д. 3б соответствует указанному определению и может быть признан собственниками квартир в указанном доме домом блокированной застройки, так как земельный участок сформирован не под всем домом, а под каждой квартирой сформированы обособленные земельные участки. Дом блокированной застройки отличается от многоквартирного дома наличием общей боковой стены (общих боковых стен) с другим жилым дом (другими жилыми домами) и отдельных выходов из каждой части (блока) на земельный участок.