В истории коми-пермяков еще много белых пятен, считает историк, этнограф и краевед Георгий Чагин. О самых любопытных он поведал “ПН” в эксклюзивном интервью.
В одной из последних экспедиций в Парму Георгий Чагин собирал материал для очередной книги о коми-пермяках. В Кочевском районе он встретился с местным жителем, который рассказал ему о своей матери. Точнее о том, что у нее была своя система письма и знака. О каких-либо важных событиях в своей жизни она завязывала узлы на платках. Ее сын вспоминал, что у нее был целый сундук с такими платками.
– Он рассказывал, что она перебирала эти платки, трогала узелки и говорила: “Ага, вот этот вот тогда было, а это тогда”. Получается, она узелками закодировала какую-то информацию. Это были ее хранители памяти, – объясняет историк.
Узелковое письмо существовало и у инков, и у полинезийцев, и у индусов, и у китайцев. С помощью веревочек разной длины и цвета люди передавали важные для них данные – даты, налоги, законы, численность населения.
– Видимо, у коми-пермяков такое тоже было, – замечает пермский историк. – Но, увы, это нигде не зафиксировано в литературе. То, что я услышал в Кочевском районе, это пока единственный пример.
Вообще в истории коми-пермяков, замечает Георгий Чагин, много белых пятен. На сегодня более-менее восстановлен археологами лишь период с древних времен до 15 века. Следующие три века остаются малоизученными, в том числе христианизация Пармы.
– Знаем, что все началось с Чердыни в 1462 году, когда епископ Иона крестил чердынцев. Но ведь христианизация – не только этот акт. Интересно, как потом христианство шло вширь, как других коми-пермяков включали в новую веру, – рассуждает историк.
При этом те коми-пермяки, которые подверглись христианизации, не отказались от древней веры и передали ее другому поколению, и, более того, она до сих пор в быту.
– Леший продолжает занимать важное место, он – хранитель жизни и леса, – приводит пример Георгий Чагин.
И это, по его мнению, большое достоинство, это сформировало своеобразие культуры коми-пермяцкого народа, в этом – ее национальный оттенок.
Интересует пермского историка и такой факт. По его наблюдениям, жители Юсьвинского района – те, что живут по берегам Иньвы, в Архангельском, Чинагорте, Доеге – имеют черные, как вороново крыло, волосы.
– Значит, тут кто-то вклинился к коми-пермякам, какой-то другой народ, – подмечает историк. – И сегодня мы об этом ничего не знаем.
Пробелы, безусловно, связаны с тем, что коми-пермяки не оставили никаких памятников письменности, только тамги (родовые знаки – прим. авт.), да и те плохо собраны. Остальные исторические события стали фиксироваться лишь с 16 века русскими, но в них не так много говорится о жизни народа.
– Зато есть рассказ “Подлиповцы”, в котором автор Федор Решетников рассказал о Пиле и Сысойке, – ухмыляется Георгий Чагин.
Невежественные, дикие и ленивые Пила и Сысойка живут в деревне Подлиповка. Они так обнищали, что печь топят досками с крыши. Причем доски даже не ломают. Верят в колдовство. И радуются, если у соседей умирает ребенок – “лишний рот”.
– На протяжении ста лет наша литература и политика ставили в пример этот рассказ, показывая, какие коми-пермяки. Но ведь Пила и Сысойка – это не народ, это обыкновенные лентяи. Они живут в лесу, и у них нет дров. Это не народ. Но благодаря тому, что это мусолилось в литературе, они запомнились как народ. А ведь у народа душа была, знания такие.
Что известно
40 тысяч лет назад
Заселение территории первым человеком. Самая известная стоянка палеолита – Гарчи, обнаружена в Юсьвинском районе.
8–5 тысяч лет до нашей эры
Период неолита (новый каменный век). Формируется финно-угорская общность, которая впоследствии делится на прафиннов и угров (ханты, манси, венгры). Обнаруженные стоянки неолита – Усть-Черная (Гайнский район), Ташкинская (Кочевский район), Деминская (Кудымкарский район), Важгорт (Юсьвинский район).
1 тысячелетие до нашей эры
Рубеж эпохи бронзы и железа. Прафинская общность делится на западно-финские и пермские племена. Складывается Ананьинская культура. Появляются первые укрепленные городища – кары.
3-2 века до нашей эры
Ананьинская культура делится на пеноборскую (удмурты) и гляденовскую (коми и пермяки).
4-6 века нашей эры
Приходит пришлое население – тюркоязычные племена, угры из Зауралья. Происходит становление Ломоватовской культуры.
9-15 века нашей эры
Складывается Родановская культура. Появляется коми-пермяцкий язык, пашенное земледелие. Происходит расцвет крупных городищ, таких как Кудымкар, Дойкар, Купросское, Роданово.
с 15 века
Начинается колонизация Прикамья русскими, христианизация населения. В 1472 году Пермь Великая присоединяется к русскому государству. Появляются первые русские укрепленные городища.
Подготовлено по информации Коми-Пермяцкого краеведческого музея имени П.И. Субботина-Пермяка.