Кудымкар собираются объединить с четырьмя окрестными деревнями и двумя посёлками. Решится это 10 октября, после проведения опроса, где жители выскажут своё мнение. Для чего нужно объединение администрации, и почему люди волнуются – в материале Яны Яновской.
В конце июня на официальном сайте Кудымкарского муниципалитета появилась информация об объединении с городом деревень Романова, Коньшина, Почкина, Кузнецова, посёлков Тихий и Быстрый. В ответ на редакционный запрос о том, с какой целью решается этот вопрос, глава Наталья Сикорская ответила: «Газификация населённых пунктов».
Мнение жителей выяснят путём заочного голосования: с 18 августа по 9 октября включительно люди в возрасте от 18 лет могут заполнить опросный лист, ответив на два вопроса. Первый – согласны ли вы на объединение, второй – согласны ли на присвоение статуса «город Кудымкар».
Нам вроде бы как ультиматум поставили. Объединитесь – будет газ. Не объединитесь – не будет
В постановлении говорится, что участвовать в опросе должно не менее 20% граждан, проживающих на территории города Кудымкара Кудымкарского муниципального округа. То, как будет учитываться и какую роль играть мнение жителей деревень и посёлков, в постановлении не уточняется.
– Городским-то какая разница, город мы или деревня, им всё равно, – говорят жители деревни Коньшина. – А с нами вообще никто не разговаривал, нас не спрашивали. А у нас у всех одно мнение, у всех в деревне – мы не хотим, мы против.
Как Глава муниципалитета Наталья Сикорская сообщает, что мнение жителей будет учтено и в случае отрицательного решения объединения не будет. В деревнях Романова и Дёмина собрания граждан уже состоялись и люди выразили своё согласие. В октябре 2025 года планируется проведение собраний в оставшихся четырёх населённых пунктах: Коньшина, Почкина, Кузнецова, Тихий, Быстрый.
Дёмина Артист театра Виталий Вычигин рассказывает, что в деревне Дёмина, где живёт его семья, собрание было «когда-то зимой, в феврале-январе» (то есть до постановления об объединении – прим. авт.). Лично он там не присутствовал, но знает, что в первую очередь людей больше всего интересовали вопросы содержания дорог, которые никто не обслуживает, «раз в месяц тракторок зимой заедет, почистит», газификация и изменение тарифов на коммунальные услуги в случае объединения.
– Я сейчас – за, – высказывает своё мнение Виталий Вычигин. – Но кто его знает, что опять и как будет зимой у нас, кто чистить будет. По газу сказали, что будет, когда присоединят нас. Тарифы якобы не поменяются. Нам и так наобещали и газ, и дорогу. В конце мая дорогу обещали, и нет ничего – лето заканчивается. Я не понимаю, что даёт нам объединение? Нет никакой прозрачности. Моё мнение – должно быть всё адекватно объяснено, а так пар пустили, конкретики никакой.
«Для видимости» – Нам вроде бы как ультиматум поставили. Объединитесь – будет газ. Не объединитесь – не будет, – рассказывает Григорий Кудымов. – Газ – это, конечно, плюс. Я спрашиваю, а минусы какие? Ответа нет. Почему-то объединение они связывают с прокладкой газа. Нельзя что ли просто так газ провести, обязательно для этого объединятся надо? Я попросил предоставить документ, от кого всё это изначально исходит, кто инициатор – человек или структура какая-то, сказали – всё на сайте есть. Просто по ушам нам ездили, для видимости с людьми встречаются, чтоб потом спросили – собрание было, да, было. А так всё уже решено, как и с объединением округа с областью было.
Коньшина В деревне Коньшина пять жилых домов, в которых живут постоянно. Из благ цивилизации есть лишь свет. Воду берут со скважин – у каждого своя, интернет и связь ловит лишь местами, дороги от асфальта до деревни, 800 метров, тоже фактически нет.
– Через Путина дорогу выбивала, толку-то, – рассказывает местная жительница Ирина. – Недавно нам якобы дорогу сделали: гравий чуть насыпали, с глиной смешали, до первого дождя простоит и смоет всё. И то, сделали всего 200 метров, когда дорога 800. Сухо – ещё заедешь, в грязь нет.
В грязь до деревни от асфальтированной трассы, где находится автобусная остановка, и ногами дойти непросто. Постоянные пассажиры автобуса Кудымкар – Карбас приметили, что, выйдя на остановке, светловолосая женщина из-под близлежащих кустов достаёт резиновые сапоги, переобувается и в них идёт дальше.
– Ну а что? Никто не трогает, все свои, все знают, – смеётся и одновременно смущённо краснеет Надежда, не скрывая своё «ноу-хау» в покорении грязево-глинной дорожной полосы до деревни.
Жители все как один говорят, что никаких сходов граждан и собраний у них никогда не бывало. С администрации или из каких-то других организаций к ним в деревню никто не приходит, вопросов никаких не задаёт.
– Приходят только, когда выборы – бумажки раздадут и всё.
И сейчас никто из людей не понимает, какие плюсы или минусы им даст объединение. Сами же они видят только минусы:
– Романова, конечно, они согласились – им газ проведут, а нам никогда его не проведут. Потому что далеко, ветка за асфальтом с другой стороны трассы идёт, кто сюда тянуть будет?
– Электричество подорожает – у нас сейчас тариф сельский, будет городской, земельный налог выше будет.
– Земля городской станет, кто мне даст корову пасти и сено там косить?
Тарифы На вопрос по поводу изменения тарифов на коммунальные услуги администрация муниципалитета отвечает, что они возможны. И это действительно так. Сейчас тариф на электроэнергию в сельской местности – 4,57 руб./кВт. И ровно такой же тариф на киловатт в городе, если есть электроплита. Электроэнергия в городе дороже, если проведён газ и нет электроплит: цена за киловатт – 6,18 рубля. Тарифы на воду и водоотведение не изменятся – и в городе, и в селе за куб воды Водоканал берёт 45,09 рубля, за водоотведение – 50,99 рубля. Это потому, что «сети одни, скважина одна».
Ипотека Однозначно люди лишатся возможности получения сельской ипотеки, где процентная ставка от 2 до 8%. Взять деньги по этой программе можно лишь на строительство или приобретение дома в сельской местности.
– Мы работаем с сельской ипотекой, но мало. У нас в Кудымкаре эту ипотеку банк не оформляет, всех в Пермь отсылают, – говорит один из городских риелторов.