
Коми-Пермяцкий краеведческий музей был открыт 30 июля 1921 года. У истоков его формирования стояли партийный и советский деятель Фёдор Тараканов и художник-авангардист Пётр Субботин-Пермяк.
С 1945 года музей носит имя Субботина-Пермяка. Самая значительная часть его творческого наследия хранится и экспонируется в Коми-Пермяцком краеведческом музее, который он собирал, вдохновлял и организовывал. Несколько произведений и архив художника, а также созданные им программы художественно-промышленных мастерских, деятельность мастерских в Перми, Кунгуре, Кудымкаре, личная переписка хранятся в Пермской художественной галерее и Государственном архиве Пермского края.
Самое яркое и противоречивое пятилетие в художественной жизни Пермского края – послереволюционные 1919-1923 годы. Это был новый этап в истории культуры России, в художественной жизни края. Недолгая творческая жизнь и деятельность Субботина-Пермяка (6 декабря 1886 – 6 января 1923), художника и организатора художественно-промышленных мастерских, олицетворяла в Пермской губернии время революционных перемен, дерзновенный порыв и энергию, романтические идеалы и утопию.
В 1922 году Субботин писал, подводя итоги своей недолгой деятельности и полемизируя со своими противниками: «Категорически утверждаю, что мною в губернии проведена огромная работа в изобразительном искусстве. Мною совершена масса работы, докладов, написано программ, уставов, анкет и пр., и большая часть не оплачена (99%), так как всё делалось во имя идеи».
Пётр Субботин родился 6 декабря 1886 года в далекой российской провинции, в селе Кудымкаре Пермской губернии, в семье уставщика мельниц. В 1898-1907 годах учился в Пермском и Вятском реальных училищах. В 1907 поступил на живописно-декоративный факультет Императорского Строгановского художественно-промышленного училища. В годы учёбы прибавил к фамилии псевдоним «Пермяк», подчеркивая свою принадлежность к коми-пермяцкому народу. Еще будучи студентом, он мечтал о служении искусству и коми-пермяцкому народу, преданно их любя.
В 1908 году Пётр писал жене, Евстолии Субботиной: «Мне хочется поработать на библиотеку в Кудымкаре. Вот давай спектакли устраивать в пользу её. Молодёжь же служащая всегда согласится участвовать… чтоб больше хорового пения, картины красивые (декорации). Я нарисую, а расходы из выручки. Декорации тоже пожертвуем или в клуб, или городскому училищу». Об этом же он пишет в 1914 году: «Летом мне хочется работать и принять участие в общественной жизни Кудымкара. Хочется работать для него. Книги купил для Кудымкара».
В 1914 году Пётр Субботин окончил Строгановское училище. Его дипломная работа «Песнь Перуну» была удостоена золотой медали и отправлена на выставку в Италию. Субботин не случайно выбрал «языческую тему». Темы и сюжеты славянской древности, дохристианской истории Руси становятся актуальными и для литературы, и для изобразительного искусства как обращение к первоистокам. Особенно популярным становится образ Бога грозы (грома) Перуна. У Субботина «Песнь Перуну» – сказочное и радостное приветствие праздника, в образе трубящего в рог, «бодрящего» алого и ярко-желтого. Главное средство выразительности – цвет и энергия широких мазков.
В ранний период творчества темами его живописных полотен были образы крестьян, радостные праздники – языческие, славянские, семейные, отдых. Позднее, в Кудымкаре, он думает о создании коми-пермяцкого музея, о ремёслах, которыми традиционно занимались пермяки. Он создает шесть альбомов коми-пермяцкой набойки, давая пример студентам в изучении и собирании предметов народного искусства и быта. Эта работа способствовала в будущем организации музея в Кудымкаре.
1919 год разделил на две почти равные части его недолгую жизнь и творчество. До этого года – учёба, мечты о служении своему народу, жизнеутверждающие декоративные полотна, друзья-авангардисты, яркое стремление обновить искусство, которому он собирался служить.
А после – бесконечная борьба за это новое искусство, неутомимое «горение», организация художественно-промышленных училищ в Перми, Кунгуре, Кудымкаре, народных театров, что требовало постоянных командировок и личного присутствия, создание новых программ, и в недолгое оставшееся время – собственное творчество.
В результате Субботин – организатор училищ, преподаватель, организатор экспедиций для собирания народного искусства коми-пермяков, один из организаторов коми-пермяцкого национального музея, теоретик и практик нового искусства, создатель картин. И все это за неполных три года (июль 1919 – январь 1923). При этом надо ещё иметь в виду болезнь (чахотка), которая требовала времени для лечения.
Военный комиссариат поручил Субботину в 1919 году организовать украшение Москвы к годовщине Красной Армии (23 февраля 1919 года). Пётр Иванович привлек к работе московских художников, распределил заказы на плакаты среди учащихся бывшего Строгановского училища.
Поэт Василий Каменский вспоминал: «Уже в следующие дни все коридоры и полы училища были затянуты огромными полотнами. Ученики, как пчелиный рой, всюду шумели и писали красками с эскизов разных художников. Петр Иванович заставил меня для вдохновения читать стихи. И я с азартом читал, переходя из мастерской в мастерскую. Мне не аплодировали, а стучали по горшкам с красками».
Каменский, восхищаясь праздничным оформлением центральной площади, писал: «Москва в этот красноармейский день выглядела необычайно нарядно, пышно, разноцветно, живописно. Да, это был истинный праздник Красной Армии: всюду сверкали только что сделанные громадные полотна картин и плакатов на красноармейские темы».
Имя Субботина-Пермяка стало известно всей Москве. Мы от всей души радовались и поздравляли Петра Ивановича с именем большого советского художника-общественника». «Но эта пылкая радость» за своего друга разделялась далеко не всеми. Работа Субботина была расценена рабочими как «издевательство над революцией». Разразился настоящий скандал: «Опять торжества и опять футуристические безобразия! …Над святой кровью, пролитой за социалистическую революцию, совершается зло и кощунственный шабаш! Какой контрреволюционер ядовитее окарикатурит рабочую революцию» (журнал «Коммунист»). Разгорелась антифутуристическая кампания.
Это было первое «боевое крещение» Субботина-Пермяка критикой. И если реакция на «новое искусство» в столице была таковой, то консервативная, прагматическая провинция была ещё жёстче и непримиримее. В 1919 году Субботин прибыл в Пермь для организации художественно-промышленных мастерских. Он постоянно сталкивался с неприятием «культурной революции» и «левого искусства». В такой сложной обстановке, столкновениях и противоречиях, пришлось жить и работать Субботину с 1919 года до конца своих дней в начале января 1923.
Субботина вдохновляла «революция» в искусстве. Этому способствовало и само время, время «ниспровержений», страстные поиски обновления. В Перми также были популярны идеи новизны в искусстве, идеи футуризма – «будетлянства». Адриан Каплун, преподаватель Художественно-промышленных мастерских (затем – известный график в Ленинграде), называл Пермь «родиной футуризма».
Субботин-Пермяк смог довольно быстро организовать в Кудымкаре, Перми, Кунгуре художественно-промышленные мастерские, своего рода вариант столичных ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Программы художественно-промышленных мастерских и их структуру он разрабатывал сам, на основе уже работавших во ВХУТЕМАСе. Субботин – заведующий и преподаватель мастерских – должен был «продвигать» в массы новое искусство.
Так же как и теоретики авангарда, он исследует формальную сторону языка живописи, стремится систематизировать методы «нового творческого мышления» – «найти законы нового искусства». Отталкиваясь от идей теоретиков авангарда, Субботин создает свою программу «Приёмы и системы нового искусства». Автор отмечает несколько главных идей нового искусства: «интуитивные линии», соединяющие все предметы и фон картины; они создают «ритм красок и форм, ритм живописных фраз».
Основываясь на собственной художнической практике, анализируя эстетическое и психологическое воздействие цвета и краски, Субботин своей теорией писал вдохновенный гимн краскам-звукам, цвету-свету: «Цвет краски имеет звук, цвет краски имеет свойства создавать свет. Цвет краски каждой имеет свои специфические свойства, могущие известным образом психологически настраивать. …Цвет красный говорит о бодрости, борьбе, стремлении».
И еще одна важная составляющая искусства – движение. Субботин не успел создать то искусство, о котором он мечтал. Его жизнь постоянно проходила в борьбе то за новое искусство с коллегами и студентами, то в борьбе с болезнью – он постоянно болел чахоткой. Так, в 1920 году он с долей иронии пишет в письме к жене Евстолии (в Кудымкар): «Страшный переполох создало слово о новом искусстве. Там все реалисты».
Субботин обладал даром оратора, умел убеждать, заразить и зарядить своей энергией. Александр Спешилов, писатель, учившийся в мастерских, вспоминал: «Был он человек одержимый. Все разговоры сводил на искусство. Где бы он только ни появлялся, вокруг него сразу толпа народа, а он за искусство агитирует». Видимо, эта одержимость, «взрывной характер», а иногда и нетерпимость приводили к конфликтам.
Ближе всего Субботину – футуристу-«будетлянину» была идея движения. Она пронизывает и его «литературный труд» – программу «Приемы и системы нового искусства». Самые употребительные слова – новый, новейший, быстрейший, скорейший. А также слова, выражающие действие, движение: «динамическое состояние», «динамизм», «стремление», «преломление», «врезывание». Натюрморты «С розовым кувшином», «Натюрморт с пирожком» аскетичны по набору предметов. Внутреннее движение подчеркнуто диагональю композиции. Движение усиливают гармония контрастов «тёплого» и «холодного», ритмы устойчивости и движения.
Обособленно выглядит внушительное полотно Субботина на производственную тему – «Рабочий». Тема эта, однако, в 1910–1920 годах входила и в творчество авангардистов. Можно вспомнить «Лесорубов» Малевича, «Жницу» Пахомова и других. Видимо, обращение к образу рабочего было вызвано тем, что в обществе начал формироваться иной человеческий тип – не нищего, униженного работой, изможденного трудом человека. В связи с укоренявшимися лозунгами о свободном труде, о человеке, разорвавшем цепи рабства, в обществе актуализируется образ человека труда.
Динамическое состояние, движение для Субботина были не только теорией, но и основой жизненного поведения. Даже его похороны (он умер от туберкулёза) в январе 1923 года, зимой, были в духе его бытия – «динамического состояния». Оптимизм и безграничная вера в будущее делали сам факт смерти малосущественным.
Пермский писатель Александр Спешилов вспоминал: «Он (Субботин) сказал Сене Русакову: «Ты играй на гармошке, когда я умирать буду», и наказал всем, чтобы не было никаких маршей и чтоб оркестр играл только весёлые вещи. Так и было. Через весь город шли, играли польки, вальсы, камаринскую».
Эти проводы Субботина запечатлел ученик Субботина Цемлер. Главное детище Субботина-Пермяка – художественно-промышленные мастерские и в Перми, и в Кунгуре, и в Кудымкаре переживали трудное время и вскоре были закрыты.
Художественный техникум в Перми оставался единственных специальным художественно-педагогическим учебным заведением, воспитывающим художников, своеобразным центром художественной культуры, но был закрыт в 1941 году.
Послереволюционное пятилетие, несмотря на переживаемые трудности, дало мощный толчок, импульс развитию культуры в провинции.
Непростая канва жизни Субботина повторилась в судьбе его творческого наследия. После смерти его выставок не было. Пермская художественная галерея организовала персональную выставку художника к столетию со дня его рождения в 1986 году, заново открыв его творчество. Ещё раньше, в 1981 году, в Кудымкаре был открыт Мемориальный дом-музей П. И. Субботина-Пермяка. Но этим «открытиям» всегда сопутствовали негативные письма в партийные органы с требованием «не пропагандировать» футуриста Субботина. Внучка художника вспоминала, что она, студентка театрального института в Ленинграде, недоумевала, смотря на картины деда, не понимала, что здесь хорошего. Что же говорить о других?
Немногочисленные картины Субботина-Пермяка лежали десятки лет на колокольне церкви в Кудымкаре, открытые всем ветрам и голубям. Затем они были реставрированы и представлены на персональной выставке. А далее интерес к творчеству «провинциального футуриста-будетлянина» шел по возрастающей. В 1989, 1990, 1991 годах работы Петра Субботина побывали в Финляндии, Германии, Испании.

С 2005 года проводились экспозиции в музеях Перми и Пермского края, в 2008 – выставка «Кудымкор – локомотив будущего» в Кудымкаре и в Пермской художественной галерее. В 2009 году эта экспозиция прошла в Москве, в музее современного искусства «Гараж». В 2010 году состоялась выставка в Музее связи в Петербурге. Затем появилась постоянная экспозиция в Коми-Пермяцком краеведческом музее, было издание статей, альбомов, посвященных творчеству и деятельности Суботина-Пермяка.
Нина Казаринова, главный научный сотрудник Пермской художественной галереи, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный работник культуры России.
Источник: Журнал Пермь