История зарождения и развития начального образования в Коми округе

0
414
Фото: Коми-Пермяцкий окружной архив

Зарождение образования в Коми-Пермяцком округе прошло через множество этапов — от появления первых школ для чиновников до создания национального букваря. Рассказываем, как развивалась система обучения в регионе, какие трудности преодолевали местные жители на пути к грамотности и как появилась письменность на родном языке.

Первая школа на территории Коми-Пермяцкого округа была основана в 1799 году помещиком Всеволодом Всеволожским при Пожвинском заводе. Однако эта школа не предназначалась для просвещения местных жителей, а служила для подготовки чиновников для заводской конторы. В 1828 году в имении Строгановых в Кудымкаре открылась первая школа, а через 20 лет здесь было основано женское училище. В Чердынском уезде, в таких населённых пунктах, как Коса, Юксеево и Юрла, первые школы начали функционировать в 1843 году.

К моменту отмены крепостного права в округе действовало 10 школ, хотя две из них — Косинская и Таманская — вскоре закрылись. В этих учебных заведениях обучались 560 человек, что на тот момент было значительным достижением, учитывая, что первая школа появилась в крае через 327 лет после колонизации русскими в 1472 году.

К началу XX века среди коми-пермяков грамотными были лишь 6% мужчин и 1,3% женщин, в то время как у коми-зырян эти показатели составляли 25,8% и 5,9% соответственно. Образование выше начального имели всего пять пермяков. За 36 лет после отмены крепостного права уровень грамотности в округе увеличился всего на 5%, что при таких темпах означало бы, что народ станет грамотным лишь через 600 лет.

После революции 1905-1907 годов пермяки начали активнее стремиться к знаниям, когда земство начало открывать новые школы. В этих учебных заведениях 140 учителей обучали 4,7 тысячи крестьянских детей, однако обучение велось на русском языке, что создавало трудности для коми-пермяков.

Первые попытки издания учебников на пермяцком языке относятся к 1908-1909 годам, когда в Казани вышли две книги Кондратия Мошегова — «Букварь» и «Книга для чтения».  Однако в период с 1910 по 1917 годы на родном языке не было напечатано ни одной книги, несмотря на высокую потребность в них.

С увеличением числа школ и учащихся в сентябре 1920 года в Кудымкаре была открыта Пермяцкая инструкторская коллегия от Усольского уездного исполкома, которая в феврале 1921 года была преобразована в отдел народного образования. В это время началась работа над пермяцкой письменностью, и был принят заимствованный у коми-зырян алфавит, разработанный Василием Молодцовым в 1918 году.

В июне 1921 года в работе Съезда культурных сил коми народа в Усть-Сысольске (Сыктывкаре) принимает участие делегация пермяцкого народа: Андрей Зубов, Михаил Лихачёв, Фёдор Тараканов, И. А. Ильинский, Н. И. Любимов.

За три года после принятия молодцовского алфавита зыряне значительно продвинулись в разработке грамматических основ языка. Вернувшись домой, делегаты съезда также начали активную работу над своей письменностью и коми-пермяцким букварём. В конце 1921 года букварь был издан в Усть-Сысольске, что стало первым шагом к переводу школ на родной язык обучения — комизации школы.

Подготовлено по материалам Коми-Пермяцкого окружного государственного архива