В этом году, в этот день, 19 апреля, ВАЗ-2101, первая и самая массовая модель LADA, отмечает юбилей — 55 лет на дорогах России и мира. «Копейка» стала настоящим символом отечественного автопрома и заняла особое место в истории автомобилестроения. Рассказываем о самых удивительных и интересных фактах о создании и жизни волжского потомка «Фиата» с русским акцентом.

Первый покупатель получил новое авто в подарок Пробная сборка первых автомобилей ВАЗ-2101 прошла в ночь с 18 на 19 апреля 1970 года. Именно эта дата теперь отмечается на тольяттинском АвтоВАЗе как день первого автомобиля. Первая партия состояла из шести машин, окрашенных в цвета флага РСФСР.

Самые первые образцы ВАЗ-2101 использовали для испытаний. Они не сохранились. Самый ранний сохранившийся экземпляр имеет номер кузова 38. Массовое производство быстро набирало обороты: уже в августе 1970 года завод выпускал по 70 машин в смену (годовой выпуск составил более 23 тысяч). Тогда же, в августе, начались и продажи. Первым покупателем стал сотрудник местного предприятия «Волгоцеммаш». Кстати, через 19 лет его первый автомобиль вернулся на завод в качестве музейного экспоната, а он сам получил новое авто в подарок.

Первая партия автомобилей была экспортирована уже в 1971 году в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA ценились за надежность и доступную цену.

Всего с 1970 по 1988 год было произведено свыше 4,8 млн автомобилей этой модели и его модификаций. При этом ВАЗ-2101 стал базовой платформой для всей классической серии — «классиков». За 18 лет ВАЗ выпустил более 16 млн машин на этой платформе, что сделало её настоящей иконой автопрома.

Из итальянского «Фиата» в волжскую «копейку» ВАЗ-2101 создавался на основе знаменитого итальянского FIAT-124, признанного «Автомобилем года» в Европе в 1967 году. Однако советские инженеры внесли огромные изменения — около 800 конструкторских решений. Усилен кузов, изменена подвеска, установлен новый двигатель с верхним распределительным валом, повышена прочность сцепления и дорожный просвет. Задние тормоза заменили на барабанные, чтобы защитить от грязи и пыли. Внешность авто также отличалась: другие бампера, колпаки и ручки дверей, а внутри — новая комбинация приборов и удобные раскладные сиденья вместо жестких.

Все это сделало ВАЗ-2101 комфортнее, надежнее и динамичнее, чем итальянский прототип. Создание модели заняло четыре года, и уже 24 марта 1971 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь завода с производственной мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Первая сборочная линия проработала ровно 40 лет.

Название и логотип Уже первые машины получили фирменный логотип с серебристой ладьей — символом движения — и буквой «В», означающей ВАЗ. Первые эмблемы с надписью «Тольятти» под ладьей сегодня считаются коллекционными раритетами.

Название «Жигули» было выбрано в 1968 году и связано с горной системой рядом с Тольятти. В то же время проходили конкурсы в СМИ среди граждан, и «Жигули» заняло одно из ведущих мест в голосовании. Однако для внешних рынков это название не использовали, так как в некоторых странах оно имело негативные коннотации. Там автомобили продавались под брендом LADA, который с 2004 года стал официальным для всей линейки завода.

Съёмки в легендарном фильме и победы в спортивных гонках BA3-2101 сразу же и прочно вошел в искусство. Уже через год после выпуска автомобиля волжская «копейка» уже фигурировала в легендарном фильме «Джентльмены удачи». В первом же своем фильме автомобиль выступил на стороне добра – за рулем сидел главный положительный герой.

«Копейка» нашла себя и в спорте. И это – в свой первый год жизни! В ралли «Тур Европы-71» команда Волжского автозавода, выступая на ВА3-2101, завоевала Серебряный кубок. А в 1973 году в первенстве Советского Союза гонщики Волжского автомобильного завода показали на ВА3-2101 лучшие результаты. Им вручили приз журнала «За рулем» – «Трофей заводов».

Кругосветное путешествие и почетное место в музее За 55 лет ВАЗ-2101 стал не только символом эпохи, но и надежным спутником миллионов автолюбителей. Более 150 тысяч этих машин до сих пор официально зарегистрированы в России. Многие из них сегодня — ценное наследие и коллекционные экземпляры.

За эти годы «Жигули» не раз показывали свою прочность и выносливость — например, в 2017-2018 годах два чеха Филип Фогел и Петр Явурек на автомобиле 1975 года совершили кругосветное путешествие, проехав свыше 50 тысяч километров. Машина достойно выдержала испытание и теперь находится в музее АвтоВАЗа.

Легенда продолжается — традиции прочности, удобства и стиля первых моделей живут в современных LADA, сохраняя связь поколений и дух времени.

Источник: КП-Самара