Ветеран войны Роман Ильич Тиунов через месяц – 25 ноября – будет праздновать юбилей. Ему исполнится 90 лет. На свои годы он не выглядит – живой, юркий. Приглашает даже станцевать. Под любимую, говорит, мелодию. Ее исполняет мягкая игрушка – медвежонок с гитарой. Косолапый поет о любви и задорно качается из стороны в сторону. Роман Ильич пляшет вместе с ним и вовлекает в танец свою супругу Екатерину Федотовну.
– Ой, он вас сейчас до самой ночи не отпустит. Как начнет рассказывать, так его остановить, – предупреждает она, отдышавшись после танца. – Тем более, больше ему рассказывать некому – детей у нас нет.
Во время войны Роман Ильич переболел малярией. Медсестра во время болезни давала ему какое-то лекарство. И когда он пошел на поправку, заметила: «Вы, Тиунов, счастливый. У вас детей не будет».
– Я тогда еще спросил: «Как не будет?!» «А мы, – отвечает, – вам большую дозу лекарства дали, чтобы на ноги поставить, вот поэтому и не будет», – вспоминает ветеран.
О разрухе. На фронт Роман Ильич ушел в 1943 году. Сразу же, как только стукнуло 17 лет. Лейтенант, который сопровождал его и других солдат из Коми округа, спросил, почему они все такие худые.
– А что отвечать-то? Есть было нечего, голодали, – пожимает плечами фронтовик.
Сначала, рассказывает он, их привезли в город Старая Русса. Он был полностью разгромлен. В городе, говорит, не были ни одного целого здания.
– Были только танки и пушки… Мы так ужаснулись. Не дай Бог эту войну! – качает головой Роман Ильич.
О жестокости. Затем направили в Ярославль, потом под Псков. Во время пути с ним произошел неприятный случай. В поезде вместе с Романом Ильичем ехал земляк. Во время остановки поезда он обшарил солдатские мешки и украл у сержанта сухпаек. Когда тот вернулся и обнаружил пропажу, то сильно избил земляка Романа Ильича.
– Он сказал, что выбросит его с поезда, а всем расскажет, что тот якобы упал, – рассказывает ветеран. – И это из-за сухого пайка! Мне до сих пор жалко земляка.
О поддержке. Город Псков тогда еще не был освобожден. В деревне под ним, куда прибыли солдаты, кругом стояли виселицы. Это, по словам Романа Ильича, было ужасно.
По дороге Роман Тиунов почувствовал, что не может больше идти – заболел. И тогда здоровый солдат поднял его и нес на своих плечах целый день. Шел холодный дождь, а он нес больного и не жаловался.
– Потом в лесу мы сделали шалаш из веток и, укрывшись тоже ветками, уснули, – продолжает рассказывать фронтовик.
О Катюше. Большое впечатление на солдата произвела и «Катюша». Впервые он увидел ее в 1944 году во время наступления. Перед боем немцы по громкоговорителю сообщили, чтобы советские солдаты сдались. Но те, подкрепившись с утра американской тушенкой, взялись за оружие и…
– Было как в кино: взрывы, стрельба… Потом из леса появилась «Катюша», – вспоминает ветеран. – Я подумал тогда: «Вот, что за Катюша!» Потом вторая… И намолотили «Катюшами» гитлеровцев! Канонада целая была, в течение часа, наверное. Немцы тогда удирали.
В том бою Романа Ильича ранило в левую руку. Но на этом война для него не кончилась. Не завершилась она и 9 мая 1945 года, которое он встретил в Курляндии. После Дня Победы его направили в Восточную Пруссию. Домой Роман Тиунов вернулся только в 1950 году.
О доме. Воевали с немцами и отец Романа Ильича, и его старший брат. Отец был под Сталинградом, а брат в 1943 году защищал Москву. Во время боя брата Романа Тиунова ранило в грудь. Он, как и отец, вернулся домой. Но прожили они недолго.
Роман Ильич после войны устроился работать в Самковский леспромхоз. Женился. Сейчас ветеран живет уже со второй супругой. В День Победы ходит на митинг. И немного обижается, когда на Звездочке с ним никто не здоровается.
– Может, думают, что я просто взял и нацепил себе на грудь медали. Не знаю, – переживает он.
Нынешней молодежи фронтовик желает одного – чтобы она не знала никаких войн. А для этого, говорит Роман Тиунов, нужно жить дружно, быть добрыми друг к другу.