В ночь с 18 на 19 сентября, примерно в 2:00, в редакцию газеты «Парма-Новости» звонит Валентина Дубровских, которая работает в штабе Сергея Занина. Она говорит, что буквально сейчас к «Чайному дворику» подъехал «Лэнд-Ровер», из которого вышел молодой человек, похожий на Михаила Петрова, и оставил около машины Сергея Занина бутылку водки и похоронный венок. Все это фиксирует видеокамера, установленная на здании.
На тот момент становится понятно, что на выборах Сергей Занин проигрывает, а его главынй оппонент Алексей Петров побеждает.
Позже, около четырех часов утра, один из кудымкарцев, работающих в штабе Сергея Занина, также натыкается у дверей своего дома на похоронный венок и стакан, наполненный водкой и прикрытый кусочком черного хлеба.
Людей, организовавших этот «сюрприз», тоже фиксирует видеокамера, которую хозяин дома при строительстве предусмотрительно установил. На записи видно, что венок приносят мужчина с женщиной. Участники группы «Парма-Новости» в «ВК» пишут, что мужчина смахивает на Павла Заболотных, который работает в кафе «Блюз» у Алексея Петрова.
В ответ
20 сентября, после того, как информацию о венках тиражируют СМИ, в группе «Парма-Новости» в «ВК» участник, зарегистрированный под именем «За Петрова», выкладывает фото похоронных венков, закрепленных на воротах дома Алексея Петрова и около кафе «Блюз». Появляется версия, что те венки просто вернули Сергею Занину. На вопрос, почему только сейчас об этом становится известно, «За Петрова» отвечает:
– А я вообще в ВК не сижу, только ради такого случая и зарегистрировался! Как только зарегистрировался, сразу и выложил, чтобы перестали порядочного человека грязью поливать!
Пять машин водки
Не обходится без проделок и днем 18 сентября во время голосования. Наш источник, близкий к полиции, сообщает, что больше всего нарушений (подвоз и подкуп избирателей) в день выборов было зафиксировано в Кудымкаре, и касались они, в основном, Алексея Петрова и Сергея Занина. Вот только на жалобы по Петрову почему-то, по его словам, в ТИКе реагировали иначе, чем на жалобы по Занину.
– Сегодня днем в разных микрорайонах города сотрудники полиции остановили пять автомобилей, которые осуществляли подвоз алкогольной продукции до избирателей с целью подкупа, – рассказывает он. – Это были черная «мазда», черная «приора», «четырнадцатая» темного цвета, зеленая «пятерка» и малиновая «семерка». Есть фотографии. В машинах была водка. Водителей забрали в отдел, где в ходе допроса они признались, что развозили алкоголь от Алексея Петрова.
По словам нашего источника, в ТИКе эта информация имелась. Но ходу ей не дали, потому что, считает он, Алексею Петрову симпатизирует сам губернатор Виктор Басаргин, «Петров – это его кандидат».
Губернатор сверху
Изначально, по-видимому, Алексей Петров собирался участвовать в выборах, как положено «губернаторскому кандидату» – от партии «Единая Россия». Весной он заявился на праймериз партии, но проиграл Сергею Занину. Тогда краевое отделение «Единой России» решило итоги праймериз по Кудымкару отменить, но Сергей Занин пожаловался в генеральный совет партии в Москву, и в итоге остался кандидатом от «Единой России». Алексей Петров пошел самовыдвиженцем.
Но губернатора это не остановило. И он включил административный ресурс в помощь симпатичному ему кандидату. В преддверии выборов главы округа и города Виктор Рычков и Иван Мехоношин неожиданно стали проводить с людьми встречи и собрания, на которых присутствовал и Алексей Петров.
Не чурались агитировать за него и люди из краевого правительства. Так, 8 сентября во время пресс-конференции, посвященной паводку, министр территориального развития Роман Кокшаров заявил, что некоторые депутаты во время буйства стихии вели себя неправильно – публиковали фотографии в газете, как они в красивых сапогах обходят подтопленные дома и обещают пострадавшим помощь. Тогда как помощь, отметил министр, оказывало только правительство.
– Ну, разве что Алексей Петров кормил людей. В долг, – начал противоречить сам себе Роман Кокшаров.
Сергей Занин появлялся на встречах, но ему не давали слова. А с праздника «Ай да рыжик» в Верх-Юсьве его, по словам Валентины Дубровских, чуть не выгнали чиновники администрации поселения со словами «ты не наш».
Такая губернаторская «нелюбовь» к кандидату Занину объясняется тем, что Сергей Занин, по данным краевых СМИ, хоть и единоросс, но человек давнего оппонента Виктора Басаргина – депутата ЗакСобрания Дмитрия Скриванова, который, к тому же, как поговаривают, сам метит в губернаторское кресло.
Две жалобы, и никакой водки
По словам председателя Кудымкарской ТИК Любови Солодянкиной, 18 сентября во время голосования к ним поступили всего две жалобы.
Одна по Гордуме – Сергей Лунегов пожаловался на то, что его конкурент Зоя Ражева ведет незаконную агитацию возле избирательного участка. Сотрудники ТИК вышли на место, информация не подтвердилась.
Другая жалоба поступила по выборам в Заксобрание – якобы в городе раздавались календари с изображением кандидата Сергея Занина. Эту информацию, уточняет Любовь Солодянкина, они передали в полицию.
При этом об остановленных машинах, полных водкой, она ничего не знает.
Полиция скрывается
Странно ведет себя и полиция. В день выборов специалист по взаимодействию со СМИ МО МВД России «Кудымкарский» Елена Гилева комментарии по нарушениям дать отказывается и заверяет: направит информацию в СМИ завтра, 19 сентября.
Днем 19 сентября она говорит, что ей некогда, и она скинет комментарии на электронную почту редакции вечером.
Но вечером планы у полиции снова меняются. Елена Гилева сообщает, что за комментариями нужно обращаться в ГУ МВД России по Пермскому краю, направив письменный запрос.
Не совсем белые и открытые
Алексей Петров по телефону на просьбу прокомментировать ситуацию отвечает: «Никогда в жизни», и кладет трубку.
Сергей Занин признает, что процесс выборов «был не совсем белым и открытым». На него «по каким-то надуманным причинам председатели комиссии писали заявления», «вызывали в полицию». При этом, говорит он, когда его сторонники ловили людей, которые занимались подвозом и спаиванием, «полиция полностью абстрагировалась от их заявлений».
Опротестовывать итоги выборов он не будет – не видит смысла.
– Я лишь переживаю, что сейчас будет давление на людей, которые были за меня, – говорит он.