Сейчас 90-летний Иван Егорович Чакилев живет в Куве у своего сына Альберта. Дом больше похож на замок – кирпичный, двухэтажный. Около пяти лет назад он перенес инсульт, и сын с невесткой забрали его к себе. О войне Иван Егорович своим детям и внукам почти ничего не рассказывал.

– Начинаешь спрашивать, он уходит от ответа, плачет, – рассказывает внучка Елена Чакилева.

Поэтому когда ветерану исполнилось 80 лет, его дети, чтобы хоть что-то узнать о том, где, кем и как он служил, стали отправлять к нему школьников.

– Вот прямо в наглую, говоря дедушке: «Деда, к тебе сегодня придут!», – вспоминает Елена Чакилева. – И прямо классами к нему ходили, и вот дед детям помаленьку информацию стал давать, по крупицам.

Но вскоре он перенес инсульт. После этого говорить ему стало тяжело, его стало сложно понять. Но в то же время, замечает внучка, появилось желание все рассказать.

– Так, мы узнали, что он служил в Мурманске, был наводчиком орудия. За время войны объехал почти всю Россию… Даже был в Ленинграде, – рассказывает Елена Чакилева.

– Его задачей было наводить орудие на вражеские самолеты, а стреляли из орудия женщины. Он говорил, что бабам тяжело было, особенно зимой на морозе в юбках.

В армию Ивана Чакилева призвали в 1942 году 17-летним. А когда ему исполнилось 18 лет, забрали на фронт.

– Он видел очень хорошо. Даже сейчас лучше меня видит в свои 90 лет, все читает в телевизоре. У него до сих пор нет очков, – говорит внучка. – И он вот с таким зрением пальчиком показывал и говорил стрелять по вражеским самолетам или не стрелять. Был один случай, что летели два самолета – один фашистский, а другой наш. И дед сначала дал команду не стрелять, мол, свой, можно сбить, очень близко летят. Но через какое-то время он увидел, что самолеты немножко расходятся, и дал команду стрелять… И ведь сбили вражеский самолет! Но деда сначала наказали из-за того, что там был большой риск, что могли свой самолет сбить, а потом к награде представили.

Домой солдат вернулся в 1948 году. Есть награды «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией», «Медаль Жукова» и один орден. С войны его ждали родители, которые жили в деревне Кузьва. Он женился. У него родились пятеро сыновей, 14 внуков и 10 правнуков.

Всю жизнь дни рождения ветеран справлял 10 января. В деревне его даже так и называли – “Ванька Рождественский”. Но когда правнучка Влада стала писать книгу про деда, все документы подняли, и в военном билете дата рождения стояла совсем другая – 13 декабря 1925 года. Стали спрашивать у деда, он отвечает: “Да раньше же не записывали детей, а по зубам определяли, когда родился. И день рождения всегда на год вперед справляли”. И теперь день рождения у Ивана Егоровича справляют два раза – в январе и декабре.

Елена Чакилева рассказывает, что дед всю жизнь много работал и вел большое хозяйство – держал коров, около двухсот кроликов, пчел, занимался садоводством.

– Каких только сортов смородины у него нет в огороде! – восхищается дедом внучка.

Сейчас, добавляет невестка Лидия Чакилева, он любит смотреть по телевизору новости, передачу «Давай поженимся», военные фильмы. Без дела при этом не сидит – гвозди колотит, веники вяжет, гирю поднимает. Интересуется всем – внуками, правнуками. Любит Иван Егорович дождь. Поэтому перед сном дети включают ему звуки дождя или моря.

– Пенсия у него нормальная – 33 тысячи рублей. Но почти вся уходит на лекарства, все препараты очень дорогие, – говорит невестка. – Печалит и то, что на вызов врачи идут с неохотой, отвечая: “А что вы хотели? Ему 90 лет!”. Как-то без тепла относятся к ветерану.