Кудымкар, 17 июня, редакция Парма-Новости. Елена Истомина немало времени проводит за компьютером по работе. А ещё – по поводу взаимодействия с госорганами не по работе. Недавно пришлось жаловаться на приставов в прокуратуру. Фото: Константин Седегов, ПН

Журналист «ПН» Елена Истомина больше десяти лет доказывает судебным приставам, что они выносят постановления, пишут и приходят к ней по ошибке. Почему так долго – в истории, рассказанной ей самой.

История эта началась больше 10 лет назад. Так получилось, что в соседнем селе живёт моя полная тёзка: и фамилия, и имя, и отчество у нас одинаковые. Только не повезло мне с моей полной тёзкой: женщина то за электроэнергию задолжает, то кучу административных штрафов нетрезвая нахватает, а то и вовсе сделает ложный вызов пожарных служб.

Тубдиспансер и Энергосбыт Всё начиналось с писем из тубдиспансера, с просьбой немедленно явиться на приём. При вскрытии письма я понимала, что оно адресовано не мне, и возвращала его почтальону. Но дальше было больше. Вторыми в поисках этой дамы ко мне заявились представители Энергосбыта, искали они тёзку из-за задолженности по электроэнергии. Я объяснила, где искать тёзку, и они без претензий ко мне уехали.

Всё бы ничего, Энергосбыт и письмо из больницы я восприняла с пониманием, все могут вроде как ошибаться, но когда лет пять тому назад мне арестовали банковские счета и прислали письмо моему работодателю, где было прописано, что у меня имеются неоплаченные административные штрафы с указанием статей КоАП РФ, это уже перешло все границы.

Приставы Я начала звонить судебным приставам, но это, как оказалось, тот ещё квест: то номер занят, то нужного судебного пристава нет на месте, то все на планёрке, то номер снова занят. И так несколько дней. Но я всё же дозвонилась. Судебный пристав принял мои претензии буднично, не было ни извинений, ни какой-то неловкости в голосе госслужащего, мне прост сухо ответили: «Хорошо, отменим решение».

Я с огромным животом, ведь два дня назад я вышла в декрет в надежде отдохнуть и родить через два месяца здорового малыша, но судебные приставы решили иначе

Я, конечно, очень хочу их понять – уйма работы и огромное количество постановлений – но кто меня поймёт? Как мне работодателю объяснить, что я ничего не нарушала и у меня нет административных протоколов? Как вообще работает система от протокола до постановления судебного пристава? И вот отменили они постановление, а в единой базе испорчена моя история?

Снова приставы Время идёт, жизнь продолжается, проходит несколько лет и снова стук в дверь. Снова привет от тёзки, и в этот раз судебные приставы приехали ко мне домой. Это был апрель 2022 года, я стою на пороге, а предо мной – двое мужчин в форме. Я с огромным животом, ведь два дня назад я вышла в декрет в надежде отдохнуть и родить через два месяца здорового малыша, но судебные приставы решили иначе. В руках у них был листок формата А4, и один из них озвучил, что они приехали для того, чтобы сопроводить меня, так как мне нужно отработать административные часы. Увидев моё состояние и то, как я и мой муж встретили таких гостей, мужчины настороженно убрали листок, но всё же выслушали все эмоциональные претензии беременной женщины. После извинились и уехали.

Я вновь взяла телефон и стала набирать уже знакомый мне номер. Десятки попыток дозвонится – и наконец вместо гудков человеческий голос. Прошу соединить с судебным приставом, который выносил постановление, мне повезло, она оказалась на месте.

«Подумаю» Я без остановки начала говорить по телефону судебному приставу, что я не имею никакого отношения к той женщине, которая нарушила закон, что я прошу уже в конце-то концов навести порядок в их базе данных и оградить впредь меня от таких переживаний. Конечно, я упомянула и своё положение на тот момент, но ответ пристава был немногословным и очень интересным, она просто сказала: «Подумаю». И положила трубку.

Над чем тогда решила всё-таки подумать судебный пристав-исполнитель, мы уже не узнаем. Но история на этом не закончилась.

И опять приставы Седьмого мая этого года в мой личный кабинет госуслуг пришло письмо, в заголовке которого было написано, что в отношении меня возбуждено исполнительное производство. Открыв письмо, я прочитала, что меня признали виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Неповиновение законному распоряжению…», и назначили мне административный штраф в размере 1000 рублей. Я вновь беру телефон и звоню судебному приставу, мне удаётся дозвониться в этот же день, судебный пристав, выслушав меня, сказала, что да – есть ошибка в этом постановлении, так как судебным участком при вынесении судебного решения каким-то образом была допущена ошибка и мой ИНН был использован в судебном решении против моей тёзки из соседнего села, и именно по этим данным штраф был наложен на меня. Но пристав успокоила меня, сказала, что ошибку исправят.

Арест Я в тот момент действительно успокоилась и не стала нагнетать ситуацию. Прошли выходные, и вечером 12 мая вновь в личном кабинете письмо, а вернее три. В которых сообщается, что мне арестовали имущество и все банковские счета. Я сразу начала проверять счета в банках, и в Сбербанке я своими глазами видела, как несколько раз мне снимали 1000 рублей и тут же возвращали, при этом в историях операций банка этого не было видно, и не видно и сейчас.

В этот момент моё десятилетнее терпение закончилось, и я тут же, поздним вечером, через личный кабинет госуслуг написала заявление в прокуратуру, в котором описала всю ситуацию и просила помочь разобраться, а также наказать виновных, приложила все постановления пристава.

Приостановление Утром 13 мая я вновь набирала номер телефона судебного пристава и удивилась, когда с первого раза смогла дозвониться. Судебный пристав ответила, что она приостановила постановление, но сделала это только 13 мая, так как раньше этого сделать не успевала. Также она пояснила, что все три банка, в которых у меня открыты счета, отказали им в аресте денежных средств, так как обнаружили ошибку в документе. Однако «письма счастья» продолжали сыпаться в личный кабинет, а ещё 13 мая успели отправить письмо моему работодателю. И только 22 мая, к концу рабочего дня пришло письмо о завершении производства.

Возобновление Я не успела опомниться, как следом за письмом о завершении производства вновь пришло письмо о возобновлении исполнительного производства от 7 мая, тем же судебным приставом, и сейчас я не знаю, на какой стадии это производство, больше писем об отмене производства не приходило.

Прокуратура Седьмого июня мне пришёл ответ из прокуратуры, в котором написано, что в ходе проверки доводы обращения нашли своё подтверждение, как установлено в ходе проверки, при изготовлении исполнительного документа сотрудником мирового суда судебного участка №4 Кудымкарского судебного района Пермского края допущена ошибка при внесении в него персональных данных должника, в частности ИНН. Далее судебное решение поступило судебному приставу, она в свою очередь автоматически сформировала запросы во все кредитные организации и регистрирующие органы об аресте счетов. И ввиду технической ошибки при вынесении исполнительного постановления копии процессуальных документов были направлены в мой личный кабинет. В связи с выявленными нарушениями городской прокуратурой руководителю ГУФССП России по Пермскому краю подготовлено представление, на незаконное постановление протест.

Ответ приставов Приставы на запрос редакции ответили, что ранее суды и специально уполномоченные органы обязаны были указывать в исполнительных документах только ФИО, дату и место рождения должника, в этой связи судебному приставу-исполнителю приходилось запрашивать дополнительную информацию (СНИЛС, ИНН, паспортные данные) о должнике в целях его идентификации.

В настоящее время, с 20.06.2002, действует новая редакция закона об исполнительном производстве, введённая в действие Федеральным законом от 21.12.2021 № 417-ФЗ. Согласно данной редакции, суды либо специально уполномоченные органы в исполнительных документах для должников-граждан помимо трёх ранее установленных обязательно указывают один из следующих идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения. Следовательно, в настоящее время в исполнительных документах содержится вся необходимая информация, позволяющая идентифицировать должников, истребование дополнительной информации не требуется. Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительных документов, подаваемых судами либо специально уполномоченными органами. Оснований перепроверять данную информацию, предоставленную судами или специально уполномоченными органам, формирующими исполнительные документы, у судебного пристава-исполнителя не имеется. В этой связи при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не обязан перепроверять данные, указанные в исполнительном документе.

Вместе с тем, случаи ошибочной идентификации граждан как должников всё ещё отмечаются, сказано в ответе – по тем производствам, которые были начаты до новой редакции закона. Для разрешения ситуации советуют обратиться в ФССП через их портал или портал госуслуг. Дополнительно сообщается, что постановления могут быть обжалованы.

Ответ от суда Ответ от суда на момент отправки номера газеты в печать мы не получили.

Мнение Судя по ответу из прокуратуры, я понимаю, что виновный не наказан. Решён ли вопрос с моими личными данными, которые непонятно как попали в судебное решение, мне неясно. Также неизвестно имя сотрудника суда, допустившего ошибку. А эта формулировка –  «техническая ошибка» – мне крайне непонятна. Мы живём сейчас в такое время, что все наши данные находятся на просторах интернета, большую часть различных заявлений мы подаём через личные кабинеты, и сотруднику с определёнными полномочиями вряд ли составит труда найти наши данные. И как сейчас, после всего этого, доверять «государевым» людям? Я точно знаю, что эта проблема – массовая. Почему должностным лицам в определённых госструктурах можно многое? Очень грустно осознавать, что государственные служащие некоторых служб из-за собственной невнимательности иногда решают целые судьбы ни в чём не виновных людей.