Факультатив ведёт Парма-Новости, и это оказалось нелегко и непривычно. Ученикам хоть и тоже непросто, но всё же получается и про профессию узнавать, и газету выпускать, и учиться общаться. Что современным школьникам даётся сложнее всего и чем они удивили «ПН» – в материале Валерии Останиной.
В кудымкарской школе №2 с января проходят факультативные занятия по журналистике, на которых подростки не только изучают основы профессии, но и работают над созданием материалов для возрождённой школьной газеты. Особенность проекта: теория сразу подкрепляется практикой – ребята сами создают материалы для школьной газеты. До конца учебного года должны выйти пять номеров, два из которых будут посвящены значимым датам – 80-летию Победы и 95-летию школы.
Начало Первое занятие прошло в январе. Ребята познакомились с главным редактором «Парма-Новости» Яной Яновской. Первым шагом в создании газеты стал выбор названия. Из нескольких вариантов – Школьный вестник, Перемена, Жизнь Двоечки, Школа на ладони и Классные новости – путём голосования было выбрано название «Школа на ладони». Затем юные журналисты погрузились в тонкости профессии: изучили принцип перевёрнутой пирамиды в написании новостей, освоили методы сбора информации и правила создания материалов.
Обсудив, что происходит в их школе, ребята разделились на группы, выбрали темы и начали собирать информацию для своих текстов. Это был их первый опыт написания журналистских работ, и на занятиях преподаватели помогали ученикам понять, как улучшить тексты, что добавить и какую информацию стоит уточнить.
Первый номер Выпуск первого номера газеты стал настоящим вызовом как для детей, так и для преподавателей – опыта в обучении детей у «ПН» нет. Но при поддержке директрисы школы Ольги Быковой все справились с поставленной задачей.
Февральский номер газеты был в основном посвящён Дню защитника Отечества. В него вошли статьи о проведённом фестивале «Патриоты, вперёд» и традиционных общешкольных военных сборах. Также вышла статья о кулинарном конкурсе, в котором команда школы заняла призовое место.
Трудно После выхода первого номера ребята признались, что труднее всего им было общаться и собирать информацию от других людей. В ответ на это Яна Владимировна решила не только обучать детей навыкам написания текстов, но и проводить игры, направленные на развитие коммуникационных навыков. С каждым новым занятием ученики всё больше раскрывались, и общаться становилось легче.
Редакция В начале марта ученики пришли в редакцию «ПН», где редактор сайта Константин Седегов познакомил их с процессом написания новостей в интернете и объяснил, чем новостной сайт отличается от традиционной бумажной газеты. Школьники узнали, сколько людей посещает сайт «Парма-Новости» (в среднем в месяц 155 тысяч уникальных посетителей и 457 тысяч простых), чем отличаются визиты от просмотров и кто такие уникальные посетители.
Ребята продолжили работу над статьями. Написание материалов стало для них более лёгким процессом: они уже лучше понимали, как стоит писать, стали более открытыми, и общение с людьми перестало вызывать у них прежние трудности.
Второй номер Во втором номере газеты вышли темы про школьную Думу, про ежегодный день открытых дверей, и материал о том, как получить и где можно применить Пушкинскую карту в Кудымкаре. Также в номере вышла статья о конкурсе «Живая классика».
Преподы – Это мой первый опыт работы с детьми, – говорит редактор «ПН» Яна Яновская. – Я много лет в журналистике, многих учила, объясняла, направляла, что и как надо писать. Но это всегда были взрослые люди. С детьми всё по-другому. Они все разные – от бойких, громких и крикливых до скромных и молчаливых. Безусловно, все талантливые и все при желании могут стать журналистами.
Яна Владимировна отмечает, что с каждым новым текстом работы учеников становятся всё лучше и сильнее. Она признаётся, что её удивила привычка учеников шептаться во время обсуждения номера:
– То есть они ведут себя привычным образом, как на уроке, а для меня это непонятно, я же привыкла, что мы всё обсуждаем вместе.
Главная цель занятий – научить детей тому, что им действительно интересно и что будет полезно в жизни, вне зависимости от будущей профессии. Поэтому многие занятия, которые Яна Яновская называет скорее встречами, посвящены развитию навыков общения, умению задавать вопросы, понимать эмоции, выражать своё мнение.
– Кстати о мнении – в первые наши встречи я даже не понимала, что происходит, – рассказывает редактор «ПН». – Спрашиваю: вот это вам интересно, хотите этому научиться? И в ответ тишина. Ни да ни нет. И лишь после моего объяснения и какого-то разрешения что ли, что в ответе «нет, мне это не интересно» нет ничего плохого, и сказать об этом не страшно и не стыдно, они начали говорить. С каждым разом я наблюдаю, как каждый ребёнок всё больше открывается, начинает доверять и говорить. И я этому рада.
Редактор сайта Константин Седегов говорит, что, к сожалению, сама идея журналистики не всегда привлекает юных учащихся. Это объясняется тем, что современные люди избалованы огромным количеством информации, и заниматься созданием чего-то собственного оказывается скучно. Чтобы заинтересовать детей, приходится придумывать различные поводы и активные методы вовлечения.
– Первый интерес дал первый выпуск газеты. Ещё бы: тексты писали сами, фотографии делали и искали сами, руководили и редактировали настоящие журналисты, вёрстку делал настоящий дизайнер. Печатали в настоящей типографии, – рассказывает редактор сайта, – Понемногу увлеклись. Приходят на занятия в своей школе. Приходят к нам в редакцию, слушают интересные истории, которые приходится выдавать вместо скучной теории. Дизайнер дал им «поиграться» с вёрсткой. Как факультатив, эти занятия очень полезны. Если не забросят полученные навыки, то хотя бы укрепят свой русский язык и научатся грамотно и связно писать и излагать свои мысли. Эх, где там наши школьные стенгазеты много лет назад…
Ученики – Честно говоря, я сначала думала, что мне там не понравится, – рассказывает Виталина Щукина из 8в. – Я пошла туда только для того, чтобы набраться опыта, так как хочу поступать на журналиста, но уже на занятии втором-третьем я поняла, что это очень интересно и полезно, потому что журналистика развивает мышление и творческие способности человека. Особенно мне понравились наши игры на развитие общения, это очень полезно не только для тех, кто хочет работать в сфере журналистки и просто где работают с людьми, но и для обычных людей. Ещё мне понравились мини-экскурсии по редакции, все такие доброжелательные и милые. Очень грустно, что скоро всё закончится, но я уверена, что мы ещё когда-нибудь встретимся.
– Впечатления от занятий очень хорошие и положительные, – говорит Виктория Тукачёва из 8в. – Всегда продумана программа. Яна и Лера всегда поддерживают и готовы оказать помощь. Также хочется добавить, что очень гостеприимный состав «Парма-Новости».
Радио 24 апреля для ребят была организована экскурсия на радио «Округ ФМ». Главный редактор Надежда Боталова рассказала о принципах работы, показала студию, компьютерные программы, которые обрабатывают звук для выпуска в эфир. Восьмиклассница Виталина Щукина попробовала себя в роли диктора – записала прогноз погоды.
– Было интересно, – говорит Виталина. – Я первый раз была на радио, для меня это новый опыт. Волнения не было, когда я читала в студии прогноз, наоборот – было любопытно всё.
Обучение школьников журналистике и выпуск газет идёт в рамках проекта «Лаборатория-практикум «Я журналист»» при поддержке фонда грантов губернатора Пермского края.