3-4 февраля по всему Пермскому краю случился сбой в работе валидаторов в общественном транспорте: школьные проездные не пробивались. Большинство кондукторов, зная закон и ответственность, детей из автобусов не высаживали. Но и без инцидентов не обошлось.
Многодетная мама из Кудымкара Людмила Власова* рассказывает, что третьего февраля её девятилетняя дочка, приехав из школы, сказала, что надо менять проездной, он не работает и кондуктор пригрозила, что больше бесплатно не повезёт.
– Я значения не придала, как это не работает? – рассказывает Людмила.
Утром следующего дня дочка боялась ехать – надо было на тренировку в бассейн, но мама настояла: садись, езжай, у тебя проездной!
Вечером после учёбы во вторую смену дочка пришла домой со слезами. Кондуктор автобуса маршрута №4 поставила ультиматум: проездной не действительный, плати деньги или выходи. Благо в автобусе оказалась «тётенька какая-то, она пожалела и заплатила». Позже Людмила найдёт «тётеньку» – уборщицу из школы – и отблагодарит шоколадкой. Вечером же четвёртого февраля Людмила стала разбираться, что всё же происходит, почему проездной не действительный. Оказалось, что не пробиваются проездные у всех троих детей: старшему, восьмикласснику, тоже сказали в автобусе, что надо менять, среднему, пятикласснику, «повезло как-то, ничего не сказали», а вот младшей досталось больше всех.
– Просто издевательство, – переживает за детей Людмила. – Проездные выпустили, выдали, первоначально никому толком ничего не объяснили, система новая, не доработана, а дети страдают. Это ладно, что за дочку нашлась женщина, которая заплатила, а так что делать? На улице темно, она со второй смены у меня учится, и что ей делать? Ребёнок же боится. Мы даём ей деньги, но не всегда же есть в кармане, чтоб на проезд было, ребёнок есть ребёнок, что-то купила себе. Знает же, что проездной, что бесплатно проезд у неё.
Днём пятого февраля дочка вернулась из бассейна счастливая. Гордо перед собой неся двумя руками проездной, заявила: «Билет пробили, всё работает!».
В чём дело Третьего и четвёртого февраля практически во всех автобусах Пермского края не работали валидаторы. Дело в том, что школьные проездные ввели с начала июня прошлого года, а срок действия валидатора – шесть месяцев. Соответственно, без автоматического обновления они работали до 31 января включительно. Как рассказывает перевозчик Татьяна Гроо, функционировали лишь те валидаторы, которые были установлены позднее, например, в сентябре прошлого года. Валидаторы устанавливает и обслуживает дистанционно пермская компания ООО «Прокарт». После обращений перевозчиков неполадки были устранены, школьные проездные стали функционировать. При этом за провоз детей третьего и четвёртого февраля во время неполадок перевозчикам никто не заплатит, поскольку бесплатный проезд школьников фиксируется и впоследствии компенсируется из бюджета как раз по данным валидатора. Более того, на данный момент ещё ни один перевозчик не получил ни одного рубля за провоз детей по школьным проездным.
– Мы все документы отчётные подготовили, в администрацию отнесли, как положено, – рассказывает перевозчик Андрей Курелёнок. – Пока что ни копейки не было. Сказали, не переживайте, в течение трёх лет вам всё выплатят, а автобус каждый день заправлять надо. Нам сказали возить всех, мы возим, никого не высаживаем. Работают валидаторы, не работают валидаторы – дети не виноваты.
По закону Минтранс Пермского края сообщает, что детей до 16 лет ни в коем случае нельзя высаживать из автобуса, если они без сопровождения взрослых: хоть есть проездной у ребёнка, хоть нет его, хоть он работает, хоть нет. То же самое относится и к инвалидам I группы, если они без сопровождения. За нарушение (высадку несовершеннолетних и инвалидов) предусмотрена административная ответственность: на водителя (кондутора) может быть наложен штраф в размере пяти тысяч рублей, а на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Правом составления протокола об административном правонарушении в данном случае наделены сотрудники Ространснадзора Пермского края.
– В случае нарушений со стороны кондукторов, водителей по муниципальным маршрутам, осуществляющим регулярные перевозки в границах соответствующего округа, необходимо обращаться в администрацию округа либо к перевозчику, – разъясняют в Минтрансе. – При нарушениях в работе межмуниципальных маршрутов Пермского края пригородного и междугородного сообщения обращаться в ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края по телефону (342) 240-28-40.
В Кудымкаре Татьяна Гроо говорит, что в их автобусах все кондукторы и водители предупреждены об ответственности, и детей принудительно не высаживают. Однако и пассажирам надо быть ответственными и не забывать, что в случае, если ребёнок не предъявил проездной и его не пробили на валидаторе, перевозчику за это не заплатят.
– Хочу также напомнить, что это выдали школьные проездные, для бесплатного проезда именно школьников, – объясняет Татьяна Гроо. – Выдали их в июне, и кто-то из школьников их получил, а в сентябре уже поступил учиться в техникумы, колледжи, и он уже не имеет права пользоваться бесплатным проездом по школьному проездному. А были и случаи, когда даже мама хотела по проездному у ребёнка проехать. Мол, у меня сегодня ребёнок в школу не пошёл, поэтому я по его проездному поеду. Но так же тоже нельзя! У нас и так все городские рейсы убыточные по факту. Последний раз повышение стоимости проезда в 2022 году было, дизтопливо тогда 45-47 рублей за литр стоило, сейчас уже 72 рубля цена.
*Фамилия изменена по просьбе женщины, в редакции есть её полные и контактные данные.
А тем временем… 31 января Дума Кудымкарского округа приняла решение об увеличении стоимости проезда в автобусах Кудымкара до 33 рублей.
Цена проезда в общественном транспорте Кудымкара увеличится с 19 февраля.
– Цены не повышали два с половиной года. Пассажиры, конечно, ругаться будут, – комментирует перевозчик Андрей Курелёнок. – На семь рублей сразу подняли! Причём в городе подняли, а в Кудымкарском районе пока что нет. Я разговаривал с ребятами в Воткинске, там у них по-другому делают. Администрация занимается этим вопросом и ежегодно в первых числах декабря издают приказ о повышении с 1 января. С начала года. Перевозчикам говорят, вот, приказ такой-то, на столько-то подняли, распечатайте и повесьте, чтоб люди знали. И так каждый год понемногу повышают, и это не так заметно, не так резко.
Нужны ли кондукторы? В Кудымкаре кондукторы есть во всех автобусах. В других городах от этой системы отказываются. В Перми перешли на систему оплаты через валидаторы, последний автобус перестал работать с кондукторами в сентябре прошлого года. В департаменте транспорта Перми тогда сообщили, что на некоторых маршрутах всё ещё периодически появляются кондукторы, но только если валидаторы неисправны или сам автобус изначально создан без них. Также департамент транспорта Перми сообщил о том, что условия контрактов не запрещают перевозчикам работать с кондукторами. Однако ещё не было случаев, когда перевозчики возвращали кондукторов на постоянную основу.
– В Сочи кондукторов нет вообще, – рассказывает Анна Тимофеева из Кудымкара, которая сейчас живёт в Краснодарском крае. – Все платят водителю. Например, в Лазаревском районе города, который расположен на значительном удалении от центра и раньше был отдельным посёлком, все пассажиры заходят в переднюю дверь автобуса и платят сразу водителю наличными или картой, под камерой – так перевозчик контролирует оплату. Кто заходит в другие двери, с колясками, например – доходят до водителя и оплачивают, но это единицы пассажиров. В самом Сочи пассажиры, наоборот, выходят через переднюю дверь и платят при выходе. Все так привыкли. А проезд здесь сейчас стоит от 40 до 55 рублей в зависимости от вида перевозок (тариф регулируемый или нерегулируемый), района и даже времени поездки – ездить с 5 до 7 утра и после 21 часа в центре дороже. Льготы тоже есть.
Яна Яновская