Совсем недавно 20-летняя Яна Наборщикова сама сидела за партой, готовилась к защите диплома. Сейчас, начиная с 1 сентября, она стала второй мамой сразу для 28 первоклашек. Как молодой учительнице даются первые уроки, как складываются отношения с детьми, родителями и коллегами?

Увидев в кудымкарской гимназии №3 хрупкую, невысокого роста, с заплетёнными в косу длинными волосами, лучистыми светлыми глазами и мягкой улыбкой девушку, вы, скорее всего, примете её за ученицу старших классов, но не за учителя. В июне этого года Яна Наборщикова защитила и получила диплом в педагогическом колледже, и в это же время её уже ждали на работу в школе, а родители торопили с выбором цвета школьной формы.

– У меня в этой школе работала подруга, сейчас она в Пермь уехала, – рассказывает про своё трудоустройство на первое место работы Яна Валерьевна. – Она порекомендовала меня, я пришла на собеседование, и сразу меня взяли. Как классы комплектовали, кто и почему попал ко мне, не знаю. Никого ни из детей, ни из родителей я не знала.

Первый страх – Сначала я боялась, что дети маленькие совсем. На практике я работала с детьми постарше – это третий и четвёртый классы, а тут малыши ещё совсем, первый раз в школе оказались.

Яна Валерьевна признаётся, что и первое родительское собрание весной ей проводить было непросто и волнительно – ведь все родители старше её по возрасту. А уже сегодня она чувствует их поддержку – родительский комитет помог кабинет оформить к 1 сентября, организовал сбор денег на подарки именинникам в классе, по мере надобности родители приходят в школу, чтобы присмотреть за детьми.

– В классе надо было провести диагностику, выявить уровень знаний, – рассказывает молодая учительница. – При этом за одной партой только один ребёнок должен сидеть. Получается, что полкласса проходят диагностику, а в это время вторые полкласса надо чем-то занять. Поэтому пока я проводила диагностику, родители с детьми гулять выходили.

Первое сентября Торжественное, шумное и первое в новом амплуа 1 сентября подарило Яне Наборщиковой и разные эмоции – от страха и волнения до радости и благодарности, и букеты цветов, и конфеты. Девушка признаётся, что в суматохе и столпотворении боялась растерять своих детей при выходе на общешкольную линейку. Первоклашки – ещё малыши, и за каждого она отвечает.

– Я переживала, как и куда нам выходить, – делится впечатлениями Яна. – У детей нашего класса были красные шарики, поэтому я по ним ориентировалась, чтоб никто в другую сторону не убежал. Красный цвет мы с родителями вместе выбрали. Думали, что осень – поэтому либо жёлтые, либо красные – остановились на красном. На линейке интересно всё было. Так неожиданно, что, когда старшеклассники пели песню: «Матушка-земля», мои первоклашки стали подпевать. И слова знают, и петь не постеснялись.

От класса Яне Валерьевне родители и дети подарили общий букет роз – от каждого первоклассника по розе.

– Какие-то цветы я домой унесла, что-то в вазы в классе поставила, чтоб празднично и красиво было, – улыбается Яна.

Главная задача Сейчас для Яны Валерьевны и её учеников первоочередная задача – это дисциплина. Вчерашним дошколятам трудно высиживать за партой урок длиной в 35 минут. К концу последнего урока они уже сидят «кислые, уставшие». Чтобы взбодрить детей, педагог, как учили, проводит музыкальные разминки, включая музыку или видео. Сложнее всего детям даются уроки литературы, где надо больше слушать, математика и письмо им нравятся больше.

– Математика детям легче даётся, там и раскрашивать надо, и картинки разные показать можно, – делится своим первым опытом педагог. – Писать дети тоже любят, а вот азбука, где надо больше слушать – тут им тяжело. Уровень подготовки у детей разный. Кто-то уже читает, а кто-то буквы ещё не знает. Поэтому те, кто уже читать умеют, помогают мне. Я им даю задание, чтоб они читали, пока другие слушают, следят и буквы запоминают.

Яна говорит, что детей видно сразу – кто более активный, схватывает быстрее, кому надо больше времени для понимания. Несмотря на это, никого из детей молодая учительница не выделяет, любимчиков не заводит.

– Все дети разные, каждый интересен по-своему, – рассказывает Яна. – Когда сама я училась, у нас было так, что учительница, в основном, своими любимчиками занималась, я так не хочу. Конечно, все разные, у каждого своё мнение, но я никого не выделяю. Девочки, конечно, спокойнее всегда, мальчики более шумные – бегают, могут подраться.

Конфликт Первый месяц работы не прошёл без конфликтов. Был случай, что один мальчик ударил другого. На следующий день, когда пострадавший мальчик не появился в школе, его мама позвонила и сказала Яне Валерьевне, что у ребёнка синяк на лице и в школу он идти теперь боится. Когда же через день мальчик пришёл – никаких синяков не было.

– Думаю, ну ладно, – опускает глаза Яна. – Не понимаю, зачем говорить про синяк, которого нет, надо было. Конфликт мы решили, дети общаются друг с другом и уже давно забыли про всё, что повздорили. В случае конфликта, ссоры, драки я обязательно сразу подхожу к детям, разговариваю с ними, родителям сообщаю об инциденте. Совместно с родителями с детьми беседуем, говорим, что важно извиниться и помириться.

Наставник В стенах гимназии Яна нашла своего практического наставника – более опытного педагога, старше по возрасту – Веру Викторовну Дегтярёву.

– Вера Викторовна не первый год работает в третьей школе, – рассказывает Яна. – До этого у неё уже были выпуски начальных классов. Она мне подсказывает по документации, что, когда, как и куда отправить надо. В ситуациях с детьми как поступить – тоже помогает советами.

Нравится На вопрос, взялась бы или нет за работу учителем, зная реальную картину работы в школе в первом классе, Яна Валерьевна, не раздумывая, отвечает: «Да всё равно бы пошла! Мне просто нравится с детьми работать».

Текст: Яна Яновская. Фото предоставила Яна Наборщикова