Фото: "ПН"

Очередной скандал случился в Кудымкарском районе. Полиция заявилась к “мемориальцам” и волонтерам, которые в рамках экспедиции “По рекам памяти” обустраивали кладбище, на котором захоронены репрессированные из Литвы и Польши, и допрашивала их до двух часов ночи.

6 августа в нежилой поселок Галяшор приехали сотрудники пермского “Мемориала” (признано в РФ иностранным агентом) и волонтеры. Еще весной они объявили о том, что собираются с экспедицией “По рекам памяти” в Кудымкарский район. В экспедиции приняли участие литовцы.

В 40-ые годы в Галяшор направляли польских и литовских спецпоселенцев. Они жили в бараках, валили лес. Сейчас от поселка ничего не осталось, о нем напоминает лишь кладбище и памятный знак, который установили родственники репрессированных в 2016 году.

Памятник в Галяшоре. Фото: “ПН”
Кладбище в Галяшоре. Фото: “ПН”
Так выглядит дорога к Галяшору. Фото: “ПН”

Экспедиция должна была продлиться до 11 августа. По словам председателя пермского “Мемориала” Роберта Латыпова, во время экспедиции они берут интервью у репрессированных, их родственников или очевидцев тех событий, устанавливают памятные знаки.

Нынче они планировали привести в порядок кладбище в Галяшоре, а также 9 августа установить памятные знаки в соседних от Галяшора поселке Велва-База и деревне Шарволь. В эти населенные пункты тоже отправляли литовцев.

В поселке Велва-База, по данным на 1946 год, проживали не менее 145 спецпоселенцев, в Шавроле – 83 спецпоселенца. Установить памятный знак на Велва-Базе “мемориальцы” не смогли. Обычно памятный знак представляет собой деревянный крест. На крест на Велва-Базе хотели закрепить такую табличку:

Фото: “ПН”

– Специалист администрации сказала, что нам не разрешила его установить администрация Кудымкарского района. Перед началом экспедиции я получил хамский ответ на свое письмо от главы Кудымкарского района, в котором тот написал, что отказывает нам в содействии, – рассказывает Роберт Латыпов. Позже он назовет действия главы Кудымкарского района Валерия Климова “цинизмом” и “моральным уродством”.

10 августа к “мемориальцам” заявились полицейские. Научный сотрудник “Мемориала” Александр Чернышов рассказывает, что их допрашивали до двух часов ночи. По его предположению, кроме полиции на допросе присутствовали сотрудники миграционной службы, ФСБ и Минприроды.

– В этот день я работал в поселке Велва-База, брал у местных жителей интервью. Когда вернулся в дом, где мы остановились, увидел полицейских. Их было человек 15, с оружием, – вспоминает он. – Конечно, меня это поразило. Нигде нас так еще не встречали.

11 августа полицейские снова приехали к “мемориальцам”.

– Настроены полицейские были очень серьезно. Вели речь о возбуждении уголовного дела. По-видимому, нам хотят вменить незаконную рубку леса, хотя лес мы не рубили, – заверяет Роберт Латыпов.

И Роберт Латыпов, и Александр Чернышов говорят, что никогда во время их экспедиций такого с ними не случалось. Александр вспоминает, что, к примеру, в Усольском районе власти не только выделили им транспорт, на котором они добирались до бывших спецпоселков, но кормили их. Не менее приветливо их встречали в прошлом году в Кочевском и Гайнском районах.

Кроме “мемориальцев” полицейские опрашивали литовцев. Сейчас литовская инициативная группа обратилась в посольство Литовской республики в РФ.

Это не первый скандал на территории Кудымкарского района, возникший вокруг репрессированных. В 2016 году в Галяшоре литовцы установили памятный знак. О своих намерениях они сообщили главе Кудымкарского района Валерию Климову, но в тот раз он даже им не ответил. Надзорные ведомства впоследствии оценили действия литовцев как самозахват земель лесного фонда и двоим жителям Перми и Велва-Базы, которые помогали литовцам, выписали штрафы. В ситуацию вмешалась Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина. Штрафы отменили, а памятник решили узаконить.

Редакция “ПН” будет следить за развитием событий.

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными

1 КОММЕНТАРИЙ